Сахалинская область единственная в нашей стране расположена на островах. Она представляет собой 59 кусочков земли общей площадью 87,1 тыс. кв. км. Самый большой из них – площадью около 78 тыс. кв. км – это остров Сахалин.
Сегодня в области живут более 500 тыс. человек. Наибольшая плотность населения приходится на остров Сахалин, разделенный на 14 административных районов. Около 30 тыс. сахалинцев проживают в административных районах Курильских островов.
О специфике островного финансового надзора мы говорим с исполняющим обязанности руководителя Территориального управления Росфиннадзора в Сахалинской области Юрием КОННОВЫМ.
– Юрий Павлович, расскажите о целях и задачах созданного недавно Территориального управления Росфиннадзора в Сахалинской области.
– К необходимости создания целостной системы государственного финансового контроля привели экономические преобразования последних лет. Финансовый контроль в любом цивилизованном государстве играет исключительно важную роль. От эффективности и качества работы органов государственного финансового контроля во многом зависит не только экономическое, но и политическое состояние общества. Это справедливо и в отношении Сахалинской области. Мы понимаем, что уровень финансового надзора в области должен соответствовать всем последним изменениям в государственном устройстве и опережать в своем развитии финансовые изменения.
В соответствии с указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре органов исполнительной власти» функции по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере Минфина России переданы Федеральной службе финансово-бюджетного надзора. По этой причине с 1 января 2005 года КРУ МФ РФ в Сахалинской области преобразовано в Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области. Главной задачей новой службы является осуществление контроля и надзора за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.
– Преобразование КРУ в Росфиннадзор – это ведь не только смена названия…
– Безусловно. Это, в первую очередь, расширение сферы деятельности. А оно ставит перед Территориальным управлением новые цели и задачи. Основная из них – осуществление контроля и надзора за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля. Наша служба также следит за тем, чтобы получатели бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций, финансовой помощи из федерального бюджета выполняли требования бюджетного законодательства РФ. Кроме того, мы осуществляем контроль за соблюдением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
– С какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться в работе?
– Государственный финансовый контроль предполагает проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере. Одним из показателей финансового контроля является уровень реализации материалов по результатам контрольных мероприятий. Так вот, сегодня мы ищем наиболее эффективные средства и методы проведения такой работы. И здесь одной из самых острых проблем остается отсутствие четких полномочий по принятию мер к нарушителям финансовой дисциплины в бюджетной сфере.
– Разве недостаточно того, что полномочия контролирующих органов, применяемые к нарушителям финансовой дисциплины, определены в статье 289 Бюджетного кодекса РФ и в Кодексе РФ об административных правонарушения?
– Сложность в том, что в Бюджетном кодексе РФ и Кодексе РФ об административных правонарушениях из всех видов финансовых нарушений определен только один – нецелевое использование бюджетных средств. Соответственно только в этой части закреплены и меры воздействия на нарушителей бюджетного законодательства в финансово-бюджетной сфере. Но ведь есть и другие виды финансовых нарушений. Например, неэффективное использование материальных ресурсов и денежных средств, их неправомерное расходование, недостачи, недопоступление платежей в бюджет, излишки материальных ценностей и др. Ответственность за эти правонарушения ни в Бюджетном кодексе РФ, ни в Кодексе РФ об административных правонарушениях не закреплена.
Впрочем, существование подобной проблемы не означает, что Территориальное управление не в силах решить стоящие перед ним задачи. Чтобы максимально реализовать собственные полномочия, мы работаем в тесном контакте с правоохранительными органами.
– Кстати, с какими еще государственными органами вы сотрудничаете?
– Их масса. Дело в том, что без взаимодействия с другими государственными структурами мы просто не могли бы работать. В этом специфика Территориального управления.
Мы тесно сотрудничаем с Управлением федерального казначейства по Сахалинской области. Непосредственный контакт с этим управлением помогает максимально продуктивно организовывать проведение ревизий и проверок и реализацию их материалов. Такое взаимодействие позволяет повысить эффективность контроля за целевым использованием средств федерального бюджета. А обеспечение координации деятельности при планировании и реализации материалов дает возможность своевременно принимать меры по фактам установленных нарушений бюджетного законодательства.
Наше управление сотрудничает также с Прокуратурой Сахалинской области. Причем выйти на более эффективный уровень взаимодействия с правоохранительными органами по вопросам реализации материалов ревизий (проверок) Территориальному управлению позволило как раз расширение сферы деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Я уже говорил, что территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются агентами валютного контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации. В этом направлении принимать радикальные меры к нарушителям позволяет взаимодействие с таможенными органами. Так, за первое полугодие 2005 года наше Управление рассмотрело шесть материалов, поступивших из Сахалинской таможни. В результате трех резидентов (два юридических лица и предпринимателя без образования юридического лица) привлекли к ответственности за нарушение валютного законодательства. Сумма предъявленных к уплате штрафных санкций составила 1 414,2 тыс. рублей. Вся сумма санкций поступила в доход федерального бюджета.
– Приходится ли работать с коллегами из соседних регионов?
– Конечно. Мы всегда готовы перенять умения и навыки коллег из других регионов. Особенно нам помогает опыт специалистов Приморского края.
– Расскажите подробнее о наиболее крупных финансовых нарушениях, выявленных сотрудниками Управления за последнее время. Каковы основные причины нецелевого использования бюджетных средств?
– Можно привести достаточно много примеров финансовых нарушений. Однако мне кажется, что их перечисление вряд ли приведет к формированию целостной картины нарушений. Более правильно говорить о финансовых нарушениях на примере того или иного ведомства.
Например, при проведении проверок в первом полугодии 2005 года выяснилось, что 33% от общей суммы выявленных нарушений составляет нецелевое использование средств федерального бюджета организациями, подведомственными Министерству обороны РФ. А в учреждениях, подведомственных МВД России, сумма нарушений по средствам федерального бюджета составила 14% от общей суммы проверенных средств.
Итоговый результат по проведенным нами проверкам за указанный период таков: общая сумма всех выявленных финансовых нарушений федерального бюджета составляет 39334,85 тыс. рублей. Из них 21,2% составляет сумма нецелевого использования средств федерального бюджета.
Основной причиной нецелевого использования бюджетных средств является отсутствие анализа по их эффективному использованию. Другие причины – непринятие мер по переносу бюджетных ассигнований с одного кода бюджетной классификации на другой либо просто незнание правил ведения бухгалтерского учета в бюджетных организациях.
– Современный ревизор – кто он такой? Какими качествами он должен обладать, чтобы в полной мере соответствовать своему предназначению?
– С первых дней существования контрольно-ревизионных органов подбору квалифицированных ревизоров уделялось особое внимание. К традиционным качествам ревизора всегда относились высокий профессионализм, законопослушание, принципиальность, ответственность, знание нормативно-правовой базы, владение информационными технологиями. К этому я бы добавил такое важное качество, как умение оперативно получать, осваивать и применять на практике новую информацию.
Поясню свою мысль. Ревизор сегодня не только исполнитель, но и проводник финансово-экономических отношений. Инструкции и директивы нередко опаздывают. А оперативный ревизор не только исправит ошибку, но и даст совет, который завтра станет правилом или нормой.
– Как вы оцениваете перспективы развития Федеральной службы финансово-бюджетного надзора?
– Я не берусь оценивать перспективы службы финансово-бюджетного надзора в целом. Однако анализ тех задач, которые стоят перед Территориальным управлением Росфиннадзора в Сахалинской области, позволяют мне утверждать: объем предстоящей работы огромен.
Я имею в виду следующее. На территории области реализуется множество федеральных программ. Выделенные средства требуют ежегодной проверки. В случае если выявлены факты нецелевого использования средств федерального бюджета, то реализовать материалы проверок есть смысл тогда, когда осуществление программы еще не завершено. При этом программы ревизий имеют ограниченный срок действия. По этой причине на нас ложится дополнительная задача по оперативному контролю за использованием бюджетных средств.
Кроме того, был и остается актуальным вопрос эффективности использования бюджетных средств. А особенно такое направление в деятельности Территориального управления, как контроль за правильностью осуществления государственных закупок. Нам предстоит освоить и активно применять в деятельности большой объем нормативно-правовых документов, устанавливающих новый порядок работы в этой области.
Беседовала Анастасия АНДРЕЕВА
Справка «Бюджета»
Коннов Юрий Павлович
Родился 28 августа 1969 года в г. Долинск Сахалинской области.
В 1996 году закончил Новосибирскую государственную академию экономики и управления по специальности «Бухгалтерский учет и аудит».
Март 1997 – сентябрь 1998 гг. – специалист I категории, заместитель главного контролера-ревизора Контрольно-ревизионного управления Минфина России в Сахалинской области.
Сентябрь 1998 – апрель 2001 гг. – заместитель руководителя КРУ Минфина России в Сахалинской области.
Август 2001 – июль 2004 гг. – руководитель КРУ Минфина России в Сахалинской области.
Август 2004 – настоящее время – исполняющий обязанности руководителя Территориального управления Росфиннадзора в Сахалинской области.
Семейное положение: женат, имеет двух сыновей.
Увлечения: рыбалка.
Сегодня в области живут более 500 тыс. человек. Наибольшая плотность населения приходится на остров Сахалин, разделенный на 14 административных районов. Около 30 тыс. сахалинцев проживают в административных районах Курильских островов.
О специфике островного финансового надзора мы говорим с исполняющим обязанности руководителя Территориального управления Росфиннадзора в Сахалинской области Юрием КОННОВЫМ.
– Юрий Павлович, расскажите о целях и задачах созданного недавно Территориального управления Росфиннадзора в Сахалинской области.
– К необходимости создания целостной системы государственного финансового контроля привели экономические преобразования последних лет. Финансовый контроль в любом цивилизованном государстве играет исключительно важную роль. От эффективности и качества работы органов государственного финансового контроля во многом зависит не только экономическое, но и политическое состояние общества. Это справедливо и в отношении Сахалинской области. Мы понимаем, что уровень финансового надзора в области должен соответствовать всем последним изменениям в государственном устройстве и опережать в своем развитии финансовые изменения.
В соответствии с указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре органов исполнительной власти» функции по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере Минфина России переданы Федеральной службе финансово-бюджетного надзора. По этой причине с 1 января 2005 года КРУ МФ РФ в Сахалинской области преобразовано в Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области. Главной задачей новой службы является осуществление контроля и надзора за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.
– Преобразование КРУ в Росфиннадзор – это ведь не только смена названия…
– Безусловно. Это, в первую очередь, расширение сферы деятельности. А оно ставит перед Территориальным управлением новые цели и задачи. Основная из них – осуществление контроля и надзора за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля. Наша служба также следит за тем, чтобы получатели бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций, финансовой помощи из федерального бюджета выполняли требования бюджетного законодательства РФ. Кроме того, мы осуществляем контроль за соблюдением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
– С какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться в работе?
– Государственный финансовый контроль предполагает проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере. Одним из показателей финансового контроля является уровень реализации материалов по результатам контрольных мероприятий. Так вот, сегодня мы ищем наиболее эффективные средства и методы проведения такой работы. И здесь одной из самых острых проблем остается отсутствие четких полномочий по принятию мер к нарушителям финансовой дисциплины в бюджетной сфере.
– Разве недостаточно того, что полномочия контролирующих органов, применяемые к нарушителям финансовой дисциплины, определены в статье 289 Бюджетного кодекса РФ и в Кодексе РФ об административных правонарушения?
– Сложность в том, что в Бюджетном кодексе РФ и Кодексе РФ об административных правонарушениях из всех видов финансовых нарушений определен только один – нецелевое использование бюджетных средств. Соответственно только в этой части закреплены и меры воздействия на нарушителей бюджетного законодательства в финансово-бюджетной сфере. Но ведь есть и другие виды финансовых нарушений. Например, неэффективное использование материальных ресурсов и денежных средств, их неправомерное расходование, недостачи, недопоступление платежей в бюджет, излишки материальных ценностей и др. Ответственность за эти правонарушения ни в Бюджетном кодексе РФ, ни в Кодексе РФ об административных правонарушениях не закреплена.
Впрочем, существование подобной проблемы не означает, что Территориальное управление не в силах решить стоящие перед ним задачи. Чтобы максимально реализовать собственные полномочия, мы работаем в тесном контакте с правоохранительными органами.
– Кстати, с какими еще государственными органами вы сотрудничаете?
– Их масса. Дело в том, что без взаимодействия с другими государственными структурами мы просто не могли бы работать. В этом специфика Территориального управления.
Мы тесно сотрудничаем с Управлением федерального казначейства по Сахалинской области. Непосредственный контакт с этим управлением помогает максимально продуктивно организовывать проведение ревизий и проверок и реализацию их материалов. Такое взаимодействие позволяет повысить эффективность контроля за целевым использованием средств федерального бюджета. А обеспечение координации деятельности при планировании и реализации материалов дает возможность своевременно принимать меры по фактам установленных нарушений бюджетного законодательства.
Наше управление сотрудничает также с Прокуратурой Сахалинской области. Причем выйти на более эффективный уровень взаимодействия с правоохранительными органами по вопросам реализации материалов ревизий (проверок) Территориальному управлению позволило как раз расширение сферы деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Я уже говорил, что территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются агентами валютного контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации. В этом направлении принимать радикальные меры к нарушителям позволяет взаимодействие с таможенными органами. Так, за первое полугодие 2005 года наше Управление рассмотрело шесть материалов, поступивших из Сахалинской таможни. В результате трех резидентов (два юридических лица и предпринимателя без образования юридического лица) привлекли к ответственности за нарушение валютного законодательства. Сумма предъявленных к уплате штрафных санкций составила 1 414,2 тыс. рублей. Вся сумма санкций поступила в доход федерального бюджета.
– Приходится ли работать с коллегами из соседних регионов?
– Конечно. Мы всегда готовы перенять умения и навыки коллег из других регионов. Особенно нам помогает опыт специалистов Приморского края.
– Расскажите подробнее о наиболее крупных финансовых нарушениях, выявленных сотрудниками Управления за последнее время. Каковы основные причины нецелевого использования бюджетных средств?
– Можно привести достаточно много примеров финансовых нарушений. Однако мне кажется, что их перечисление вряд ли приведет к формированию целостной картины нарушений. Более правильно говорить о финансовых нарушениях на примере того или иного ведомства.
Например, при проведении проверок в первом полугодии 2005 года выяснилось, что 33% от общей суммы выявленных нарушений составляет нецелевое использование средств федерального бюджета организациями, подведомственными Министерству обороны РФ. А в учреждениях, подведомственных МВД России, сумма нарушений по средствам федерального бюджета составила 14% от общей суммы проверенных средств.
Итоговый результат по проведенным нами проверкам за указанный период таков: общая сумма всех выявленных финансовых нарушений федерального бюджета составляет 39334,85 тыс. рублей. Из них 21,2% составляет сумма нецелевого использования средств федерального бюджета.
Основной причиной нецелевого использования бюджетных средств является отсутствие анализа по их эффективному использованию. Другие причины – непринятие мер по переносу бюджетных ассигнований с одного кода бюджетной классификации на другой либо просто незнание правил ведения бухгалтерского учета в бюджетных организациях.
– Современный ревизор – кто он такой? Какими качествами он должен обладать, чтобы в полной мере соответствовать своему предназначению?
– С первых дней существования контрольно-ревизионных органов подбору квалифицированных ревизоров уделялось особое внимание. К традиционным качествам ревизора всегда относились высокий профессионализм, законопослушание, принципиальность, ответственность, знание нормативно-правовой базы, владение информационными технологиями. К этому я бы добавил такое важное качество, как умение оперативно получать, осваивать и применять на практике новую информацию.
Поясню свою мысль. Ревизор сегодня не только исполнитель, но и проводник финансово-экономических отношений. Инструкции и директивы нередко опаздывают. А оперативный ревизор не только исправит ошибку, но и даст совет, который завтра станет правилом или нормой.
– Как вы оцениваете перспективы развития Федеральной службы финансово-бюджетного надзора?
– Я не берусь оценивать перспективы службы финансово-бюджетного надзора в целом. Однако анализ тех задач, которые стоят перед Территориальным управлением Росфиннадзора в Сахалинской области, позволяют мне утверждать: объем предстоящей работы огромен.
Я имею в виду следующее. На территории области реализуется множество федеральных программ. Выделенные средства требуют ежегодной проверки. В случае если выявлены факты нецелевого использования средств федерального бюджета, то реализовать материалы проверок есть смысл тогда, когда осуществление программы еще не завершено. При этом программы ревизий имеют ограниченный срок действия. По этой причине на нас ложится дополнительная задача по оперативному контролю за использованием бюджетных средств.
Кроме того, был и остается актуальным вопрос эффективности использования бюджетных средств. А особенно такое направление в деятельности Территориального управления, как контроль за правильностью осуществления государственных закупок. Нам предстоит освоить и активно применять в деятельности большой объем нормативно-правовых документов, устанавливающих новый порядок работы в этой области.
Беседовала Анастасия АНДРЕЕВА
Справка «Бюджета»
Коннов Юрий Павлович
Родился 28 августа 1969 года в г. Долинск Сахалинской области.
В 1996 году закончил Новосибирскую государственную академию экономики и управления по специальности «Бухгалтерский учет и аудит».
Март 1997 – сентябрь 1998 гг. – специалист I категории, заместитель главного контролера-ревизора Контрольно-ревизионного управления Минфина России в Сахалинской области.
Сентябрь 1998 – апрель 2001 гг. – заместитель руководителя КРУ Минфина России в Сахалинской области.
Август 2001 – июль 2004 гг. – руководитель КРУ Минфина России в Сахалинской области.
Август 2004 – настоящее время – исполняющий обязанности руководителя Территориального управления Росфиннадзора в Сахалинской области.
Семейное положение: женат, имеет двух сыновей.
Увлечения: рыбалка.