Каждый рубль должен работать по своему назначению

 20.10.2005       1697
Территориальное управление Росфиннадзора в Псковской области – одно из самых малочисленных в системе территориальных органов Росфиннадзора. Сегодня в нем работает 40 человек.
Однако забот у псковских ревизоров от этого меньше не становится. Ведь Псковская область – регион уникальный. Он находится на государственной границе. Из-за этого значительный объем финансирования из федерального бюджета идет в область по линии силовых структур. Много работы у псковичей по вопросам, касающимся валютного контроля. Кроме того, Псковская область получает дотации из федерального бюджета.
Все эти и другие направления подлежат контролю со стороны территориального управления Росфиннадзора. О работе управления рассказывает исполняющий обязанности руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Псковской области Ирена КУЗЬМИНА.

– Каковы перспективы и планы ТУ Росфиннадзора в Псковской области на текущий год?
– Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Псковской области осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и функции агента валютного контроля на территории Псковской области. Учитывая это, основная наша задача – приложить максимум усилий, чтобы средства федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, которые поступают на территорию нашей области, были использованы эффективно и направлены именно на те цели, на которые были запланированы в бюджете. Соответственно этому мы и планируем работу. При определении контрольных мероприятий, в первую очередь руководствуемся планом работы центрального аппарата Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, выполняем поручения аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, Главного федерального инспектора по Псковской области, органов прокуратуры и других правоохранительных органов.
псков стена
В план контрольной работы управления на текущий год включены получатели средств федерального бюджета системы образования, здравоохранения, сельского хозяйства, Министерства обороны, правоохранительные органы, органы государственного управления.
Не менее важная задача – обеспечить контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля. В соответствии с этим в план работы на текущий год мы включили проверки соблюдения актов валютного законодательства РФ и органов валютного регулирования предприятиями лесопромышленного комплекса, черной и цветной металлургии, предприятиями, осуществляющими транспортные перевозки и другие.
Направление для нас новое, поскольку до реорганизации эти вопросы относились к компетенции Северо-Западного регионального управления валютного контроля Минфина России. Работы в решении этих вопросов предостаточно: мы проводим плановые проверки, по фактам нарушения валютного законодательства возбуждаем дела об административных правонарушениях, выносим постановления о назначении административного наказания.
– Бюджет Псковской области дотационный. Сказывается ли этот факт на работе управления?
– Безусловно. В соответствии со статьей 268 БК РФ Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе осуществлять финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета. Проверка бюджета Псковской области включена в план работы Федеральной службы и на текущий год.
– Ирена Владимировна, с какими проблемами в работе чаще всего приходится сталкиваться?
– Конечно, сложности есть и, наверно, будут всегда. С теми, что зависят от нас, – справляемся, но есть вопросы, которые невозможно решить только своими силами.
В первую очередь это относится к нашему законодательству, нормативным актам: не всегда достаточно точно и полно прописываются отдельные положения, требования, что приводит к неоднозначному их трактованию и затрудняет нашу работу, порой не позволяет дать полную оценку правильности использования бюджетных средств.
В настоящее время мы вплотную начали работать с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушителей бюджетного законодательства привлекаем к ответственности по статьям 15.14 – 15.16, валютного – по статье 15.25 КоАП РФ.
Поскольку практика привлечения к административной ответственности еще только нарабатывается, возникает немало вопросов в части применения тех или иных норм. Прежде всего сложность заключается в разных подходах к их толкованию. Например, нет четкого определения длящегося и недлящегося правонарушения. А нам при выявлении нецелевого использования бюджетных средств это очень важно, ведь мы, как правило, проводим проверки в бюджетных организациях не чаще одного раза в два года.
В настоящее время пока не прописан и никак не закреплен порядок передачи нам уполномоченными банками, агентами валютного контроля, информации и других документов, необходимых для осуществления наших функций. Иногда это обстоятельство препятствует оперативному пресечению нарушений валютного законодательства, допускаемых резидентами при совершении ими валютных операций. Радует, что со стороны должностных лиц банков мы все-таки находим понимание, и в ответ на наши запросы получаем необходимую информацию.
– С какими государственными органами вы сотрудничаете?
– Давно сложились по-деловому хорошие отношения с управлением Федерального казначейства. Ведь мы – два контролирующих органа, которые отслеживают расходование средств федерального бюджета, поступающих в нашу область.
До 2005 года, в соответствии с Порядком взаимодействия управлений Федерального казначейства и контрольно-ревизионных управлений, через УФК по Псковской области мы реализовывали материалы по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета – направляли представления на уменьшение финансирования, обменивались информацией по реализации материалов. Нашу работу невозможно и сегодня планировать без информации УФК об объемах финансирования, поступающих в Псковскую область из федерального бюджета. Кроме того, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является администратором доходов федерального бюджета в части денежных взысканий (штрафов) за нарушение бюджетного (в части федерального бюджета) и валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля. По этому направлению мы также тесно работаем с управлением Федерального казначейства.
Контрольно-ревизионное управление всегда тесно взаимодействовало с органами прокуратуры и другими правоохранительными органами. Это направление в работе сохранилось и сейчас. Правда, только в части, касающейся федеральных средств. На данном этапе мы проводим проверки по обращениям этих органов. Ежеквартально запрашиваем и получаем информацию о ходе рассмотрения материалов или расследования дел. Если проверками выявляем значительные финансовые нарушения, мы уже в инициативном порядке информируем вышеназванные органы или передаем им материалы.
– Наверняка на характере вашей работы сказывается и пограничное расположение области?
– Конечно. Объектов у нас по этому направлению (обеспечение безопасности государства, национальная оборона, правоохранительная деятельность) немало. На мой взгляд, неплохо построена работа с контрольно-ревизионными органами Минобороны России, с которыми мы в процессе взаимодействия, с целью исключения дублирования контрольных мероприятий, обсуждаем вопросы, связанные с определением конкретных объектов проверок в псковских воинских формированиях, сроков их проведения. Результаты проверок в обязательном порядке доводим до вышестоящих органов системы Минобороны России для принятия соответствующих мер. И надо сказать, наша информация без внимания не остается – в ответ всегда получаем подробный отчет о принятых мерах. Кстати, подобное взаимодействие по реализации материалов и принятию мер налажено у нас с большей частью вышестоящих органов получателей бюджетных средств, осуществляющих деятельность на территории нашей области.
С учетом требований сегодняшнего дня активизировалась работа с таможенными органами. У нас три таможни (Псковская область граничит с Эстонией, Латвией и Беларусью). Поскольку за органами Росфиннадзора, как я уже говорила, закреплены полномочия по привлечению к административной ответственности за нарушение валютного законодательства, таможенные органы по выявленным в ходе проверок нарушениям валютного законодательства РФ передают нам материалы проверок для принятия административных мер. Порядок взаимодействия с таможенными органами пока не определен, но вопросы мы решаем, обмениваемся необходимой нам и таможенным органам информацией.
– Вы ничего не сказали о том, как строятся ваши отношения с руководством области…
– В рамках наших полномочий. Информация о результатах проверок в части средств, касающихся субъекта, не остается без внимания руководства области. Так, в декабре 2004 года мы направили информацию в администрацию области о результатах только что завершенной проверки бюджета области, проведенной по поручению центрального аппарата Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, и получили подробную информацию о проведенных мероприятиях по устранению выявленных специалистами нашего управления нарушений. Замечания учтены, меры по ряду нарушений приняты.
Сейчас мы завершаем проверку правильности использования средств, выделенных из федерального бюджета в 2004 году на поддержку отдельных отраслей сельскохозяйственного производства. В плане управления – проверка целевого использования средств, выделенных на социальную политику. Согласитесь, что направления жизненно важные. И, конечно же, результаты проверок в обязательном порядке будут доведены до руководства области.
Стоит отметить, что администрация области имеет свое контрольное управление. В состав Главного государственного финансового управления Псковской области тоже введен ревизионный отдел. Учитывая, что в полномочия органов Росфиннадзора включен надзор за исполнением, в том числе органами исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления, законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре, нам предстоит контролировать качество работы этих органов и оказывать им методическую помощь.
– Используете ли вы в своей практике положительный опыт работы других регионов?
– Да, конечно, иначе и быть не может. Например, новое для нас направление валютный контроль – перенимаем опыт у наших кураторов по Северо-Западному округу, работники ТУ Росфиннадзора в Санкт-Петербурге охотно помогают нам. Большую помощь оказывают управлению руководство и специалисты центрального аппарата Росфиннадзора. Мы получаем от них, в том числе, обобщающую информацию по арбитражной практике.
псков церковь
Если при проведении проверок нас что-то смущает, есть какие-то неясности – советуемся с работниками центрального аппарата Федеральной службы, созваниваемся с коллегами из других регионов. Сами также всегда делимся знаниями. Псковские специалисты порой привлекаются руководством Федеральной службы к участию в проверках федеральных министерств и ведомств – а это тоже приобретение опыта.
Сейчас Федеральной службой ведется работа по подготовке информационного сайта Росфиннадзора в сети Интернет. Мы тоже вносили свои предложения по структуре и содержанию сайта. Надеемся, что для всех нас это будет большая помощь в работе, в том числе по обмену опытом.
– Какие нарушения чаще всего встречаются при проведении контрольных мероприятий?
– Нарушения самые различные. Это нецелевое использование бюджетных средств; неэффективное использование материальных ресурсов и денежных средств; нарушение порядка учета и использования имущества: неучтенная федеральная собственность, незаконное отчуждение, списание федеральной собственности и т. д. Часто встречаются нарушения порядка формирования, размещения и использования заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для государственных нужд. Много ошибок в ведении бухгалтерского учета, отчетности, выявляем факты недопоступления отчислений в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
– Каковы причины нецелевого использования бюджетных средств?
– Разные. Они бывают вызваны отсутствием у организаций средств на какие-то мероприятия, а проведение их бывает очень нужно и важно для них – тогда они идут на заведомые нарушения.
Недостаточное знание законодательства, нормативных документов, различный подход к их толкованию. Например, немало споров возникало у нас с организациями при проверках правильности отнесения расходов на текущий и капитальный ремонт. Нередко – просто из-за отсутствия контроля за расходованием бюджетных средств и плохо организованного учета.
В текущем году нецелевое использование средств федерального бюджета главным образом выявляли в бюджетных организациях при проверках кассовых операций. То есть организации, получая в кассу деньги, тратили их на цели, не соответствующие условиям получения. Именно такой факт мы только что выявили в одной организации, где из-за отсутствия учета и контроля допущено нецелевое использование средств федерального бюджета на сумму более 300 тыс. рублей.
И все же завершу эту тему на оптимистической ноте. Те времена, когда почти в каждой проверяемой организации мы выявляли факты нецелевого использования бюджетных средств, прошли. Бухгалтерские работники стали грамотнее. Появилось наконец-то понимание того, что бюджетная классификация – это очень серьезно, а выполнение требований Бюджетного кодекса – обязательно. Это радует. Ведь эффективность работы наших органов выражается не только в выявленных и возмещенных в бюджет суммах. Там, где мы бываем регулярно, замечания наши учитываются и нарушения, как правило, встречаются реже.
– Современный ревизор – кто он такой?
– Это особая тема разговора. От не посвященных в эту профессию людей иногда можно слышать, что проверять – это не работать. Может быть, как бывший бухгалтер и я бы согласилась с этим, но как специалист, знающий изнутри все сложности ревизорской профессии – я категорически против такого высказывания.
Особенно большая нагрузка легла на ревизоров сейчас: реформируется бюджетная классификация, формируется новая система бюджетного учета. В процессе изменений и доработок находится все наше законодательство. И ревизор обязан успевать следить за всеми изменениями. Он должен хорошо ориентироваться в законодательных и других правовых актах, уметь не только проверить и дать полную оценку финансово-хозяйственной деятельности организации, но и оказать при необходимости методическую помощь.
Ревизор – это прежде всего человек, со своими интересами, радостями, проблемами; он всегда на виду и должен соответствовать избранной профессии, не только своими знаниями, но и моральными качествами. К сожалению, сегодня труд проверяющего оценивается очень скромно, но мы надеемся, что ситуация изменится в лучшую сторону. В нашем управлении все специалисты имеют высшее образование, средняя продолжительность работы на ревизорских должностях – восемь и более лет. Для того чтобы «получился» специалист, умеющий ориентироваться в огромном потоке информации, перестраиваться с одной отрасли на другую и, что очень важно, умеющий излагать материал четко, корректно, грамотно, требуется не один год, а не менее трех – пяти лет.
– Как вы оцениваете перспективы развития управления?
– Главное – есть понимание нашей необходимости. Шире стали наши полномочия, соответственно и работы прибавилось. Наверное, можно было бы еще говорить о многом. Мы пережили переходный период. Завершена реорганизация контрольно-ревизионного управления. Перед нами стоят серьезные задачи, придется во многом, конечно, перестраиваться, с учетом новых требований и методов работы. Трудностей впереди много, но мы надеемся на результативную, плодотворную работу.
Беседовала Анастасия АНДРЕЕВА

Справка «Бюджета»
кузьмина
Ирена Владимировна КУЗЬМИНА, исполняющий обязанности руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Псковской области
Родилась в 1952 году в Белоруссии.
Выпускница Псковского педагогического института им. С.М. Кирова и Северо-Западной академии государственной службы в г. Санкт-Петербурге.
Занималась кадровой и бухгалтерской работой на различных предприятиях и в организациях города Пскова.
В 1995 году начала работу в Контрольно-ревизионном управлении Минфина России в Псковской области. От должности контролера-ревизора прошла путь до заместителя руководителя управления. В настоящее время исполняет обязанности руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Псковской области.
Награждена Почетной грамотой Министерства финансов и нагрудным знаком «Отличник финансовой работы».

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений