Основными направлениями деятельности территориального управления Росфиннадзора в Ростовской области в 2006 г. являлись контрольные мероприятия в соответствии с планами контрольной и надзорной работы, а также проверки в рамках реализации приоритетных национальных проектов и федеральных целевых программ.
Согласно постановлению Правительства РФ от 12 августа 2000 г. № 592 «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных округов федеральных округов исполнительной власти» на контрольно-ревизионное управление Министерства финансов РФ в Ростовской области (с 1 ноября 2004 г. территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ростовской области), кроме основных функций, возложена координация работы 11 территориальных управлений Южного федерального округа, расположенных в республиках Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Чеченской республиках, Краснодарском и Ставропольских краях, Астраханской и Волгоградской областях, с общим числом сотрудников более 1 тыс. человек. Эти управления контролируют свыше 15 тыс. организаций с объемом годового финансирования из федерального бюджета свыше 200,0 млрд руб. в год.
В составе территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ростовской области создан отдел по взаимодействию с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе, на который возложены сводно-аналитические, информационные и контрольные функции, в том числе надзор за ходом реализации приоритетных нацпроектов и федеральных целевых программ на территории округа.
Территориальными управлениями проведены проверки использования средств, выделенных из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников на реализацию федеральных целевых программ «Юг России (2002–2006 гг.)», «Модернизация транспортной системы России (2001–2010 гг.)», «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики», «Жилье» и ряда других. В настоящее время идет проверка использования бюджетных средств, направленных на осуществление приоритетных нацпроектов согласно закону РФ «О федеральном бюджете на 2007 г.».
Следует отметить, что при использовании средств, выделенных из федерального бюджета на целевые программы, в субъектах Южного федерального округа допускаются значительные финансовые нарушения и злоупотребления.
Совместно с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе проведен анализ бюджетов субъектов РФ, входящих в состав Южного федерального округа. В результате выявлены нарушения при формировании и исполнении бюджетов субъектов. Прежде всего, правительствами субъектов РФ, входящих в Южный федеральный округ (по большей части республик), не принимаются действенные меры по сокращению объемов финансовой помощи из федерального бюджета.
За пять последних лет 12 территориальных управлений, расположенных в пределах Южного федерального округа, при проверке расходования средств, выделенных из федерального бюджета, общей суммой более 400 млрд руб. выявили финансовых нарушений на сумму свыше 75 млрд, в том числе нецелевое использование около 9 млрд.
Типичными нарушениями финансово-хозяйственной деятельности проверяемых бюджетных организаций в 2006 г. являлись нарушения бюджетного и налогового законодательства, Трудового кодекса РФ, инструкций по бюджетному учету, постановления Правительства РФ «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе ЕТС» и др.
Наиболее часто в 2006 г. встречались следующие нарушения:
– превышение принятых обязательств над утвержденными лимитами бюджетных обязательств;
– завышение разрядов по оплате труда работников бюджетной сферы;
– ведение кассовых операций и правил организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации;
– нецелевое использование средств федерального бюджета и расходование внебюджетных средств на цели, не соответствующие их назначению;
– завышение стоимости выполненных работ по текущему и капитальному ремонту зданий и помещений;
– проведение открытых конкурсов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг;
– несоответствие отчетных данных данным баланса и аналитического учета.
В результате проведения работы по контролю за целевым и эффективным использованием бюджетных средств сумма финансовых нарушений, выявленных территориальными управлениями, в целом по округу в 2006 г. возросла более чем втрое по сравнению с 2002 г. На 1 руб. федеральных средств, полученных на содержание территориальных управлений, возмещено 25 руб. С одной стороны, это объясняется методической и практической помощью Министерства финансов РФ, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, а также более тесным взаимодействием с аппаратом полномочного представителя в Южном федеральном округе, управлениями Федерального казначейства, правоохранительными органами, органами прокуратуры, Федеральной службой безопасности, с другой – свидетельствует о росте масштабов нарушений бюджетного законодательства в Южном федеральном округе.
Особо следует отметить, что с 2006 г. на территориальные управления Росфиннадзора возложен контроль за рациональным и целевым использованием средств, выделенных на реализацию приоритетных проектов «Здоровье», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса» и «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». К примеру, в Ростовской области общий объем средств, поступивших на реализацию данных проектов в 2006 г., составил 1 250,9 млн руб., из них проверено 764,9 млн (61,1%). В результате выявлено нарушений на общую сумму 188,2 млн руб., или 24,6% от объема проверенных средств, в том числе по проекту «Здоровье» – 187,6 млн руб., или 99,7% от суммы установленных нарушений, по проекту «Образование» – 0,6 млн руб. Анализ показал, что основные нарушения по проекту «Здоровье» допущены при приобретении машин скорой помощи и реанимационных автомобилей, диагностического оборудования и диагностических средств (187,4 млн руб., или 99,9% от общей суммы нарушений). При расходовании средств, выделенных на реализацию проектов «Развитие АПК» и «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», нарушений не установлено.
С целью исполнения возложенных функций территориальное управление Росфиннадзора в Ростовской области в своей работе тесно взаимодействует с прокуратурой и ГУВД Ростовской области, Таможенным управлением, УФНС Ростовской области, Управлением Федерального казначейства по Ростовской области.
Сотрудничество территориальных управлений с правоохранительными органами и органами прокуратуры основывается на совместном приказе Министерства финансов РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ от 7 декабря 1999 г. № 89н/1033/717 «Об утверждении порядка взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)». За 2001–2006 гг. в правоохранительные органы и органы прокуратуры округа передано свыше 4 тыс. материалов на сумму 41,4 млрд руб., по которым возбуждено более 800 уголовных дел. Количество протоколов об административных правонарушениях, составленных работниками территориальных управлений округа, выросло с 47 в 2003 г. до 222 в 2006 г., выявленное нецелевое использование бюджетных средств увеличилось с 37,6 до 59,5 млн руб.
В соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства России и требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений. Основой для реализации Росфиннадзором функций органа валютного контроля являются Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и принятые в соответствии с ним акты органов валютного регулирования. В целях повышения эффективности работы в сфере валютного контроля территориальными управлениями заключены соглашения о взаимодействии с региональными органами Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы.
В 2006 г. территориальными управлениями Росфиннадзора в Южном федеральном округе проведено 375 проверок резидентов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в различных отраслях экономики. От агентов валютного контроля – Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы – поступило 444 протокола об административных правонарушениях в области валютного законодательства. По результатам проведенных проверок возбуждено 1 751 дело об административном правонарушении по ст. 15.25 «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» КоАП РФ и вынесено 1 271 постановление о назначении административного наказания (в том числе предъявлено штрафных санкций на общую сумму 75,4 млн руб., взыскано в бюджет государства 16,5 млн).
Оценивая эффективность работы территориальных управлений, следует принимать во внимание позиции, занимаемые субъектами Южного федерального округа во внешней торговле (доля в товарообороте). Лидерами в данной сфере в 2006 г. были Ростовская область (37,5%, или 4 646,9 млн долл.), Краснодарский край (35,5%, или 4 497,0 млн долл.) и Волгоградская область (17,3%, или 1 460,5 млн долл.). У Ставропольского края – 7,2% (908,3 млн долл.), Астраханской области – 3,6% (465,8 млн долл.), Республики Дагестан – 2,5% (328,8 млн долл.) и Республики Северная Осетия – Алания – 1,4% (174,8 млн долл.). Доля остальных субъектов Южного федерального округа в товарообороте округа составляет менее 1%.
Структура выявляемых нарушений валютного законодательства и актов органов валютного регулирования аналогична во всех управлениях Южного федерального округа: наибольший удельный вес имеют нарушения порядка представления отчетности и оформления паспортов сделок при осуществлении валютных операций, на втором месте – нарушения по выполнению обязанности по зачислению валютной выручки и возврату авансовых платежей в срок, установленный внешнеторговыми контрактами, на третьем – осуществление незаконных валютных операций (незаконные действия при расчетах, минуя счета в уполномоченных банках, при купле-продаже иностранной валюты, при вывозе из РФ валютных ценностей).
В феврале 2007 г. в Волгограде на совещании с участием руководства Федеральной службы финансово-бюджетного надзора были подведены итоги контрольно-надзорной работы в 2006 г. управлений, осуществляющих свои полномочия на территории Южного федерального округа, и определены основные стратегические вопросы на ближайшую перспективу, а именно:
– эффективное планирование контрольно-надзорной работы в системе Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;
– стандартизация и регламентация деятельности;
– подготовка и переподготовка кадрового состава.
Справка «Бюджета»
Александр Анатольевич ШЕВЧЕНКО, руководитель территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ростовской области
Родился 9 февраля 1960 г. в Ростове-на-Дону.
В 1981 г. окончил Ростовский институт народного хозяйства, специальность «Финансы и кредит». Кандидат экономических наук.
С 1981 г. – экономист Пролетарского отделения Госбанка Ростова-на-Дону. После службы в рядах Советской Армии принят контролером-ревизором Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РФ по Ростовской области.
В 1986 г. назначен начальником контрольно-ревизионного отдела Управления культуры Ростовского облисполкома, затем направлен для работы по специальности в областные органы внутренних дел.
В 1990 г. назначен начальником Государственной налоговой инспекции по Ленинскому району Ростова-на-Дону, в 1994 г. – начальником Государственной налоговой инспекции по Ростову-на-Дону.
1998–2001 г. – руководитель межрайонной специализированной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Ростовской области.
В мае 2001 г. назначен заместителем руководителя межрегиональной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Южному федеральному округу.
С 2002 г. – руководитель Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РФ в Ростовской области, с 2006 г. – руководитель территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ростовской области (ТУ Росфиннадзора в Ростовской области).
В настоящее время является координатором контрольно-ревизионной работы в территориальных управлениях Росфиннадзора субъектов Южного федерального округа.
Стаж государственной гражданской службы – более 27 лет.
Женат. Имеет двух сыновей.
Журнал "Бюджет" №4 апрель 2007 г.