Разграничить, чтобы контролировать

 11.05.2007       9451
адыев
С экономической точки зрения Татарстан – один из наиболее развитых регионов России. Республика расположена в центре крупного индустриального района, на пересечении важнейших магистралей, тянущихся с востока, запада, севера и юга страны. В Татарстане добывается порядка 30 млн тонн нефти в год – это более 6% общероссийской добычи. На отечественном рынке доля грузовиков КАМАЗ, поставляемых из республики, достигла 52%. Кроме того, в регионе производятся 40% российского полиэтилена и каждая третья автомобильная шина.
Одним из главных инструментов для обеспечения эффективного экономического роста любого региона, особенно успешно развивающегося, был и остается финансовый контроль. О том, как в республике решаются вопросы координации и взаимодействия контрольных органов, рассказывает Анас АДЫЕВ, руководитель территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан.

Состояние государственных финансов напрямую влияет на экономическое и социальное благосостояние всего общества и на авторитет государства. В связи с этим создание действенной системы государственного финансового контроля должно быть одним из приоритетов власти. В России уже практически сформированы все необходимые элементы системы государственного финансового контроля. После принятия Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» начался процесс разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, в том числе и в сфере финансового контроля.
В соответствии с требованиями названного закона в Республике Татарстан сформированы местные органы самоуправления, перераспределено имущество между Российской Федерацией, субъектом Федерации и муниципальными образованиями. Вновь созданные муниципальные образования начали формировать свои финансово-контрольные органы для осуществления контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
застройка
По бюджету республики контрольные функции в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Татарстан осуществляют Счетная палата Республики Татарстан и Министерство финансов Республики Татарстан. В свою очередь территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан согласно российскому законодательству является уполномоченным органом, контролирующим целевое и эффективное расходование федеральных средств в регионе. Таким образом, в сфере финансового контроля контрольно-надзорные органы разных уровней власти в Республике Татарстан созданы и осуществляют свою деятельность в соответствии с возложенными на них полномочиями.
В связи с этим особенно актуальными становятся вопросы координации и взаимодействия контрольных органов, создания единых подходов к организации и проведению контрольных мероприятий. Важность такой работы обусловлена сложившейся системой межбюджетных отношений, подразумевающей существование значительных межбюджетных трансфертов. Зачисление федеральных трансфертов в доходную часть бюджета Республики Татарстан, а из бюджета региона – в бюджеты муниципальных образований затрудняет работу контрольно-надзорных органов, порождает множество вопросов. Неопределенность еще более усиливается при реализации отдельных проектов и программ на условиях софинансирования из разных уровней бюджетов.
Однако при желании всегда можно найти оптимальные пути выхода из сложившейся ситуации. Поиском ответов на вопросы, от которых зависит эффективность финансового контроля за бюджетными ресурсами, озаботились как сами контрольные органы разных уровней, так и исполнительные органы государственной власти республики. По инициативе Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева было принято принципиальное решение о создании межведомственного координационного совета по вопросам государственного финансового контроля в республике.
Совет создан в целях обеспечения координации деятельности и организации взаимодействия органов государственного финансового контроля при осуществлении контроля за исполнением бюджета Республики Татарстан, бюджетов внебюджетных фондов, состоянием финансовой дисциплины получателей бюджетных средств республики. Совет является консультативно-координационным органом, созданным в целях формирования единой системы государственного финансового контроля в регионе. В его состав вошли представители республиканских и местных органов власти, руководители территориальных федеральных органов исполнительной власти и Контрольно-счетной палаты муниципального образования города Казани. Таким образом, в Татарстане сформирована единая интегрированная система государственного финансового контроля.
казань
Территориальное управление Росфиннадзора в республике уделяет особое внимание решению проблем регионального значения в сфере финансового контроля и надзора. Так, в мае 2006 г. территориальное управление подписало соглашение с Кабинетом министров Республики Татарстан по организации взаимодействия и координации деятельности при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере. Соглашение устанавливает правовые аспекты проведения согласованной политики в пределах компетенции сторон для предупреждения, выявления и пресечения нарушений бюджетного законодательства, а также контроля и надзора за исполнением Министерством финансов Республики Татарстан законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре в части использования средств федерального бюджета.
Кроме того, для улучшения контроля за правильностью использования субвенций из Федерального фонда компенсаций, предоставляемых местным бюджетам на выполнение отдельных государственных полномочий, между территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан и Министерством финансов Республики Татарстан в июле 2006 г. было заключено соглашение о взаимодействии. Благодаря этому удалось добиться хороших результатов по выявлению и пресечению в регионе нарушений финансово-бюджетного законодательства.
Большой вклад территориальное управление Росфиннадзора внесло и в формирование региональных стандартов финансово-бюджетного контроля в 2006 г. На основе международных стандартов специалисты Росфиннадзора разработали и передали в территориальное управление проект стандартов для обсуждения на заседании межведомственного координационного совета и последующего применения при организации деятельности органов финансового контроля в регионе.
Большинство членов совета отметили, что актуальность названного документа обусловлена необходимостью установления единых требований к порядку осуществления финансового контроля, оформлению и оценке его качества, поскольку единых методов и стандартов проведения государственного финансового контроля на сегодняшний день нет ни в Республике Татарстан, ни в целом в Российской Федерации. Члены совета констатировали, что органы финансового контроля субъекта Федерации не должны ждать, пока единая методология и методика финансового контроля будут приняты на федеральном уровне, и приняли решение о создании рабочей группы для доработки проекта с учетом высказанных рекомендаций.
В указанный проект, созданный с учетом ревизионных стандартов ИНТОСАИ (изданных Комитетом по ревизионным стандартам Международной организации высших контрольных органов), территориальным управлением были внесены дополнения, заимствованные из некоторых положений федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, уголовно-процессуального законодательства РФ, а также бюджетного законодательства РФ и Республики Татарстан.
Эффективность практического применения стандартов зависит от того, насколько четко, конкретно и последовательно описан алгоритм действий должностных лиц контролирующих органов при осуществлении контрольных мероприятий. В связи с этим в стандарты были включены такие важные пункты, как независимость и прозрачность деятельности органов финансового контроля, определены единые подходы к планированию, организации и осуществлению проверок, а также требования, исключающие коррупцию при проведении контрольных мероприятий. Например, в стандартах указано, что в контрольном мероприятии не должны принимать участие работники органов финансового контроля, имеющие родственные отношения с руководителями объекта контроля или ранее состоявшие в трудовых отношениях с объектом контроля. То же справедливо и при наличии иных обстоятельств, дающих основания полагать, что сотрудники органов финансового контроля и руководство объекта контроля лично (прямо или косвенно) заинтересованы в исходе проверки. Работники органов финансового контроля, привлекаемые к контрольному мероприятию, обязаны сообщить о наличии таких обстоятельств.
крепость
Как уже было отмечено, в октябре 2005 г. состоялись выборы в органы местного самоуправления Республики Татарстан и с 1 января 2006 г. были созданы муниципальные образования, в каждом из которых имеется свой независимый финансовый контрольный орган. При доработке стандартов было определено, что одной из задач совета является формирование рекомендаций по организации и осуществлению муниципального финансового контроля. В связи с этим документ получил название «Основные требования (стандарты) к порядку организации и осуществления государственного (муниципального) финансового контроля в Республике Татарстан».
После доработки стандартов состоялось очередное заседание, на котором совет единогласно одобрил документ и рекомендовал его к применению при организации и осуществлении финансового контроля в регионе. Затем территориальное управление Росфиннадзора обратилось в Кабинет министров Республики Татарстан с просьбой довести решение совета до руководителей муниципальных образований и разослать стандарты всем финансово-контрольным органам республики.
В октябре 2006 г. премьер-министр Республики Татарстан Р. Н. Минниханов издал распоряжение № 1460-р, согласно которому министерствам и ведомствам региона при осуществлении финансового контроля предписывалось обеспечить соблюдение основных требований (стандартов) к порядку организации и осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля в Республике Татарстан, одобренных и рекомендованных решением межведомственного координационного совета по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан от 14 июля 2006 г. Кроме того, органам местного самоуправления муниципальных образований при организации и осуществлении финансового контроля было предложено руководствоваться вышеназванным документом.
Таким образом, на региональном уровне впервые были приняты стандарты, определяющие принципы и устанавливающие единые подходы к осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля в Республике Татарстан.

Справка «Бюджета»
Анас Анварович АДЫЕВ, руководитель территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан
Родился 1 мая 1951 г. в с. Туркестан Узбекской ССР.
В 1980 г. окончил Академию Министерства внутренних дел СССР.
После службы в армии (1972–1974 гг.) работал в органах Министерства внутренних дел Республики Татарстан в службе по борьбе с экономическими преступлениями.
С мая 2002 г. по август 2004 г. возглавлял Волго-Вятское региональное управление валютного контроля Министерства финансов РФ.
С сентября 2005 г. по настоящее время возглавляет территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан.

Журнал "Бюджет" №3 март 2007
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений