Осенью 2005 г. во исполнение Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» во всех муниципальных образованиях Волгоградской области, в том числе вновь созданных, прошли выборы в органы местного самоуправления.
С увеличением количества муниципальных образований с 39 до 491, через которые расходуется около половины (25 из 52 млрд руб.) бюджетных средств области, и избранием в органы местного самоуправления новых управленцев особую актуальность в Волгоградской области, как и в других регионах страны, приобрела необходимость реформирования ранее существовавшего контроля использования средств местных бюджетов.
В связи с этим уже в начале 2006 г. областная дума и Контрольно-счетная палата Волгоградской области направили руководителям представительных органов всех 39 муниципальных районов и городских округов рекомендации по созданию контрольно-счетных органов (КСО) и порядку внесения изменений (при необходимости) в их уставы, проекты соответствующих учредительных документов и др.
При утверждении областного бюджета на 2006 г. методикой формирования межбюджетных отношений при расчете минимальной нормативной численности работников муниципалитетов были учтены и сотрудники контрольно-счетных органов.
При формировании КСО муниципальных образований с самого начала выявился ряд проблем, в частности:
- крайняя недостаточность доходов местных бюджетов (более 80% из них получают финансовую помощь из областного бюджета, во многих случаях превышающую собственные доходы);
- дефицит высококвалифицированных кадров;
- противостояние руководителей исполнительных и представительных органов местного самоуправления по вопросу создания КСО.
Кроме того, в уставах 13 муниципальных районов и городских округов контрольные органы не были предусмотрены в структуре органов местного самоуправления. После проведенной в течение полутора лет работы таких муниципальных образований осталось только два.
8 июня 2006 г. Контрольно-счетная палата провела расширенную конференцию КСО и руководителей представительных органов муниципальных районов и городских округов Волгоградской области, на которой были рассмотрены вопросы создания и организации муниципального финансового контроля. В принятой участниками резолюции представительным органам всех муниципальных районов и городских округов было рекомендовано в течение 2006 г. создать органы внешнего финансового контроля.
Поскольку в соответствии со ст. 34 и 44 Федерального закона № 131-ФЗ внесенные в уставы поправки о создании в структурах органов местного самоуправления КСО в нашей области вступят в силу только в конце 2009 г., областная дума по рекомендации участников конференции обратилась в Государственную Думу Федерального Собрания РФ с законодательной инициативой о внесении изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ, касающихся отмены специальной процедуры вступления в силу решений об изменении структуры органов местного самоуправления в отношении создания КСО. Напомним, что в резолюции участников конференции Ассоциации контрольно-счетных органов РФ, проведенной в конце июня 2007 г. в Абакане, представительным органам субъектов РФ также было предложено поддержать инициативу Волгоградской области по этому вопросу. К настоящему времени уже 25 субъектов РФ выразили поддержку данного предложения.
Результатом работы, проведенной Контрольно-счетной палатой при содействии областной думы и прокуратуры области, стало создание КСО в 34 муниципальных районах и городских округах. Более половины этих органов являются юридическими лицами либо (если они не были изначально предусмотрены уставами) структурными подразделениями местных представительных органов.
Кроме того, КСО созданы еще в трех городских поселениях. Контроль за формированием и исполнением бюджетов сельских поселений в тех муниципальных образованиях, где созданы КСО, осуществляется ими (в соответствии с рекомендациями) на основании соглашений о взаимодействии и сотрудничестве в сфере внешнего финансового контроля с местными представительными органами. Подобные соглашения заключены также между Контрольно-счетной палатой и местными КСО.
В октябре 2006 г. в Контрольно-счетной палате Волгоградской области образован специальный отдел по работе с муниципальными образованиями.
В целях повышения эффективности государственного и муниципального финансового контроля Волгоградской области, координации деятельности КСО и укрепления сотрудничества между ними 15 декабря 2006 г. учредительной конференцией создана Ассоциация контрольно-счетных органов Волгоградской области, избран ее президиум и утвержден план работы на 2007 г. Вскоре Ассоциация была зарегистрирована в форме юридического лица. Первоочередными задачами Ассоциации являются:
- Организация профессионального обучения, стажировок и повышения квалификации кадров КСО.
- Создание на всей территории Волгоградской области единого поля финансового контроля. Оказывая муниципалитетам организационную, методическую и практическую помощь, Ассоциация будет способствовать созданию полноправных и действенных КСО в муниципальных образованиях региона.
- Информационное обеспечение контрольно-счетных органов Волгоградской области. Ассоциация должна способствовать внедрению новейших информационных технологий взаимодействия в практику работы КСО.
- Планирование и проведение совместных контрольных мероприятий. Контрольно-счетная палата накопила немалый опыт проведения совместных контрольных мероприятий и в рамках Ассоциации намерена его совершенствовать.
- Регулярный анализ работы КСО и распространение передового опыта их работы.
В целях увеличения эффективности контрольных и аналитических мероприятий Контрольно-счетная палата при содействии Ассоциации занимается формированием целостной концепции развития КСО Волгоградской области. В рамках концепции Ассоциация считает необходимым создание КСО во всех муниципальных районах и городских округах, возможным – в поселениях, не получающих финансовой помощи в форме дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, и нецелесообразным в поселениях, получающих такую финансовую помощь. На сегодняшний день в отношении последних целесообразнее и эффективнее осуществлять внешний финансовый контроль путем передачи соответствующих полномочий муниципальным районам. Таким образом, удастся разработать единые контрольно-ревизионные стандарты и нормативы, проанализировать типовые нарушения и способы их предотвращения, детализировать трехуровневый контроль (предварительный, текущий, последующий) за областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований области. По нашему мнению, особое внимание муниципальные контрольные органы должны уделять вопросам контроля результативности использования финансовых средств органами местного самоуправления, эффективности исполнения ими собственных функций и переданных государственных полномочий.
Справка «Бюджета»
Игорь Александрович ДЬЯЧЕНКО
Родился 18 июня 1962 г. в Волгограде.
В 1989 г. окончил Всесоюзный заочный финансово-экономический институт.
В 1995–1997 гг. прошел профессиональную переподготовку в Российской академии государственной службы при Президенте РФ, получив квалификацию «Экономист – специалист по финансам и кредиту».
1987–1992 г. – контролер-ревизор Контрольно-ревизионного управления Минфина РСФСР по Волгоградской области.
С 1992 г. – консультант контрольной группы при постоянной комиссии по бюджету, налогам и ценовой политике Волгоградского облсовета.
1994–1996 гг. – консультант, затем руководитель Контрольно-счетной палаты аппарата Волгоградской областной Думы.
С 1996 г. – заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Волгоградской областной Думы (с 2000 г. – Контрольно-счетная палата Волгоградской области).
С 17 марта 2005 г. – председатель Контрольно-счетной палаты Волгоградской области.
Женат. Имеет троих детей.
Источник: © Бюджет, 2007, № 11