Контрольно-счетной палате Новосибирской области исполнилось восемь лет

 07.02.2008       2496
Елена Гончарова
О работе Контрольно-счетной палаты Новосибирской области рассказывает ее председатель Елена ГОНЧАРОВА.

– Восемь лет – по человеческим меркам маленькая жизнь. Елена Анатольевна, что изменилось в работе палаты за это время?

– Прежде всего увеличился штат – с 14 до 33 человек, значительно улучшилось материально-техническое обеспечение. В настоящее время в палате создано семь аудиторских направлений, аналитическая и юридическая группы, деятельность которых курирует заместитель председателя палаты Денис Евгеньевич Рягузов, и два обеспечивающих отдела. Кроме того, у нас сформировался дружный коллектив, который умеет слаженно работать и весело отдыхать.

Более половины наших сотрудников имеют два высших образования или являются кандидатами наук, что свидетельствует об их высокой квалификации. Государственным служащим по результатам экзамена присвоены классные чины, а два инспектора палаты на конкурсной основе назначены на должность аудитора.

– В день рождения принято подводить итоги. Каковы результаты деятельности палаты за восемь лет?

– За время работы сотрудниками палаты было проведено более 200 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, причем объектами каждого мероприятия становились, как правило, три-четыре организации.

В результате были выявлены нарушения и недостатки при использовании и учете средств бюджетов и государственного имущества на сумму более 18,0 млрд руб.

Отчеты о проведенных мероприятиях рассмотрены губернатором области и комитетами областного Совета депутатов. Руководителям проверенных организаций направлено более 300 представлений и предписаний палаты с конкретными предложениями об устранении допущенных нарушений и недостатков. В прокуратуру и правоохранительные органы передано более 150 материалов, возбуждено 26 уголовных дел, вынесены предупреждения и представления прокуроров, виновные лица привлечены к административной и дисциплинарной ответственности.

Возмещены и восстановлены в учете бюджетные средства и областное имущество на сумму, превышающую 2,6 млрд руб. Таким образом, за весь период деятельности палаты возмещено в 41 раз больше средств, чем выделено на ее содержание.

Однако, как показывает практика, взыскать удается не более половины средств, подлежащих возмещению. Во многом это обусловлено недостатками законодательства, устанавливающего порядок применения мер принуждения к нарушителям законодательства, в том числе допустившим нецелевое использование бюджетных средств. Зато в марте 2007 г. на основе подписанного соглашения мы наладили эффективное взаимодействие с новосибирским Управлением Федеральной антимонопольной службы по выявлению и пресечению нарушений при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. В результате к административной ответственности уже привлечено более десятка нарушителей.

Ежегодно с учетом предложений палаты принимаются новые правовые акты и вносятся изменения в действующие. Так, в текущем году поправки палаты учтены при рассмотрении новых редакций таких базовых нормативных актов, как областной закон о бюджетном устройстве и бюджетном процессе и закон о прогнозировании, программах и планах развития области.

– То есть можно говорить о влиянии внешнего финансового контроля, осуществляемого палатой, на изменение социально-экономической ситуации в регионе?

– Да, палата действительно сыграла заметную роль в улучшении ситуации в бюджетной сфере и в системе управления и распоряжения государственным имуществом Новосибирской области.

За последние годы преодолена тенденция роста объема государственного долга области; более того, его удалось снизить с 11,4 млрд руб. на 1 января 2005 г. до 6,4 млрд на 1 октября 2007 г. Структура заимствований стала более благоприятной с точки зрения их обслуживания, значительно умень­шилась доля краткосрочных кредитов банков.

Порядок исполнения областного бюджета приведен в соответствие с Бюджетным кодексом, осуществлен переход на казначейскую систему исполнения бюджета, снижается объем нецелевого использования бюджетных средств и его доля в общей сумме нарушений. Более прозрачной стала система финансирования расходов на сельское хозяйство и на поддержку инвесторов и товаропроизводителей области, уменьшается объем просроченной задолженности по средствам господдержки, выделенным на возвратной основе. При участии специалистов палаты ведется работа по созданию системы полноценного учета областного имущества и нормативной базы распределения меж­бюд­жетных транс­фертов.

В текущем году проекты областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования впервые составлены на трехлетний период. В сочетании с качественно новыми принципами формирования планово-прогнозных документов это обеспечит тесную взаимосвязь бюджетных расходов с целями и результатами социально-экономического развития области в среднесрочной перспективе.

– А как организована работа Сибирского отделения Ассоциации контрольно-счетных органов РФ, которое находится в Новосибирске?

– Действительно, организация работы отделения Ассоциации в Сибирском федеральном округе, которое возглавляет председатель палаты, также является приоритетным направлением нашей работы. Отделение обеспечивает взаимодействие контрольно-счетных органов округа с Ассоциацией и окружными структурами федеральных органов власти, проводит методические совещания и курсы повышения квалификации.

Ежегодно на базе Сибирского отделения Академии государственной службы организуется десятидневный учебный курс для работников контрольно-счетных органов по теме «Государственный и муниципальный финансовый контроль». Изначально курс этот планировался только для сотрудников Сибирского округа, но в последние два года к нам приезжают и с Урала, и с Дальнего Востока. В 2007 г. обучение прошли около 40 человек*.



* Подробный отчет о проведении последних курсов повышения квалификации представлен на сайте счетных палат России www.ach-fci.ru.

– Какие еще направления работы палаты можно назвать приоритетными?

– С 2006 г. палата активно участвует в организации системы контроля за реализацией национальных проектов на территории Новосибирской области. Председатель и заместитель председателя палаты входят в состав совета по реализации нацпроектов при губернаторе области, окружной оперативной рабочей группы при полномочном представителе Президента РФ в Сибирском федеральном округе, рабочей группы при главном федеральном инспекторе в Новосибирской области.

Палата оказывает содействие становлению системы муниципального финансового контроля в регионе, осуществляет организационную, методическую и консультационную поддержку контрольно-счетных органов муниципальных образований, созданных в 25 муниципальных районах
и пяти городских округах. Следует отметить, что большинство муниципальных контрольно-счетных органов сформированы в последние два года и работают на общественных началах, поэтому проблема осуществления муниципального финансового контроля на профессиональной основе и его методического обеспечения стоит очень остро.

– Каковы ваши планы и задачи на будущее?

– В дальнейшем работа палаты должна строиться с учетом первоочередных задач, стоящих перед Новосибирской областью. В их числе – развитие научно-технического потенциала, модернизация транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, повышение результативности и эффективности системы управления. Для этого в структуре палаты создано направление, занимающееся проверками использования средств, которые выделены на развитие научной сферы, в частности на строительство технопарка, и реализацию проектов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Приоритетной остается деятельность по контролю использования средств на дорожную инфраструктуру, реализации национальных проектов и государственных программ. Планируется усилить аналитическую работу в сфере достижения областными органами исполнительной власти целей социально-экономического развития страны и области.

Для решения указанных задач требуется новый уровень информационного обеспечения, поэтому одной из целей палаты является участие в работе территориальной информаци­онно-аналитической системы, создаваемой в области, и государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов. Кроме того, необходимо развивать методическое обеспечение контрольных мероприятий палаты, проводимых на основе принципов аудита эффективности и стратегического аудита.

Чтобы создать стимулы к соци­ально-экономическому развитию муниципальных образований, мы стремимся к повышению объективности и обоснованности распределения налоговых доходов и межбюджетных трансфертов между муниципальными образованиями области.

Ряд новых задач в деятельности палаты обусловлен внесением изменений в Бюджетный кодекс. Начиная с отчета об исполнении бюджета за 2007 г. внешняя проверка отчета должна включать в себя проверки бюджетной отчетности всех главных администраторов средств областного бюджета.

Кроме того, в соответствии с требованием Бюджетного кодекса с 2008 г. проверки отчетов об исполнении высокодотационных местных бюджетов (а их в Новосибирской области 388) необходимо проводить не реже, чем раз в два года. В связи с этим особо актуальной становится задача создания контрольно-счетных органов в муниципальных районах на профессиональной основе: лишь тогда они смогут оказать существенную помощь в проверках бюджетов поселений. В конце текущего года палатой подготовлены и направлены для подписания соглашения о сотрудничестве с Советами депутатов и контрольными органами всех муниципальных районов и городских округов области.

В заключение хотелось бы отметить, что палата последовательно проводит политику реализации принципа гласности государственного финансового контроля. Ко дню восьмилетия Контрольно-счетной палаты Новосибирской области создан сайт www.kspnso.ru, посетители которого смогут получить самую свежую информацию о деятельности палаты, как говорится, «из первых рук».



Справка

Создание контрольно-счетных органов в субъектах РФ было обусловлено не только положениями Бюджетного кодекса о проведении внешней проверки отчетов об исполнении бюджетов и экспертиз проектов бюджетов. Оно прежде всего связано с потребностью общества, представительных органов, да и самой исполнительной власти в объективной и профессиональной оценке ее деятельности.
Контрольно-счетная палата Новосибирской области была сформирована в соответствии с областным законом, принятым еще в октябре 1998 г. Но только через год решением областного Совета депутатов был назначен первый председатель палаты – Юрий Иванович Шилин. Именно эта дата – 2 ноября 1999 г. – является отправной точкой, с которой началась работа палаты как независимого, постоянно действующего органа государственного финансового контроля.




Справка «Бюджета»

Елена Анатольевна ГОНЧАРОВА,
председатель Контрольно-счетной палаты Новосибирской области


Родилась в 1969 г. в Томской области.
В 1992 г. окончила Томский государственный университет им. В. В. Куйбышева, специальность «Правоведение»; в 1999 г. – Сибирскую академию государственной службы, специальность «Государственное и муниципальное управление».
1992–1994 гг. – ассистент, старший преподаватель финансового права России на кафедре государственного, финансового и международного права Томского государственного университета.
В 1994–2001 гг. прошла путь от специалиста первой категории до начальника правового отдела Управления Федеральной службы налоговой полиции России по Новосибирской области.
2001–2004 гг. – заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по юридическому обеспечению.
11 ноября 2004 г. назначена председателем Контрольно-счетной палаты Новосибирской области.
С 27 января 2005 г. – председатель отделения Ассоциации КСО РФ в Сибирском федеральном округе.



Материал подготовила Светлана СТРЕЛЬНИКОВА
Источник: © Бюджет, 2008, № 1

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений