Финконтроль: проблемы и решения

 16.03.2008       7233
Надежда Максимова
 Надежда МАКСИМОВА, депутат Государственной Думы

Проводимая в стране бюджетная реформа, переход к бюджетированию, ориентированному на результат, ставят перед действующей системой государственного финансового контроля новые задачи. Важность решения таких задач подтверждают и регулярно публикуемые в журнале «Бюджет» статьи различных авторов, работающих в контрольных органах либо подконтрольных этим органам. В представленных ниже материалах поднят целый ряд проблем, без решения которых невозможно скоординировать действия многочисленных контрольных органов, а следовательно, наладить действенный и эффективный контроль за использованием бюджетных средств.

Задача модернизации системы государственного контроля постоянно находилась в поле зрения не только исполнительных органов власти всех уровней, но и законодателей, в частности депутатов Государственной Думы. Результатом совместной работы стали существенные изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ в части упорядочения контрольных функций налоговых органов. Принята практически новая редакция Бюджетного кодекса РФ, где в специальной главе сделана попытка урегулировать проблемы финансового контроля. Однако эта попытка, к сожалению, успехом не увенчалась. В законе нет четкого определения понятия внешних и внутренних органов государственного контроля, не разграничены их полномочия и сферы деятельности, не выработаны стандарты оценки эффективности бюджетного планирования, бюджетирования, ориентированного на результат, целевого (нецелевого) использования бюджетных средств.

В этой связи в 2008 г. Государственная Дума ожидает от Правительства РФ внесения законопроекта «О государственном финансовом контроле». Принятием такого закона предполагается, в частности, не только разграничить компетенцию и полномочия между всеми контролирующими структурами, но и определить принципы координации между контрольными органами на основе согласованной стратегии и тактики их работы. Это позволило бы избежать дублирования при проверке одного и того же объекта и, как следствие, вплотную приблизиться к решению одной из важнейших задач – снижению административного давления на экономику. Только после принятия данного законопроекта вкупе с подготовкой необходимого числа квалифицированных кадров можно будет добиться повышения эффективности работы органов государственного финансового контроля. Однако указанный законопроект пока не включен в план работ Государственной Думы на весеннюю сессию.

Вместе с тем депутаты предполагают, что до летних каникул будет принят ряд законов, существенно влияющих на экономическую и социальную жизнь страны. Так, в течение весенней сессии Госдума планирует принять 37 законопроектов, которые коснутся государственного строительства, социальной и экономической политики, обороны и безопасности. Приоритетными будут законопроекты, направленные на решение социальных проблем, что стало возможным благодаря производственно-экономическому потенциалу, который накоплен за предыдущие восемь лет.

В центре внимания депутатов также окажется антикоррупционное законодательство, в частности рейдерство. Национальные проекты, возможно, будут дополнены такой важной для духовного развития общества сферой, как культура. Готовится законопроект по развитию и улучшению финансирования библиотечного дела.

В проектах Госдумы – законы по малоэтажному строительству и, конечно, поправки к принятой бюджетной трехлетке, касающиеся прежде всего увеличения зарплат, пенсий и пособий.

Источник: © Бюджет, 2008, № 2



Читайте далее:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений