Виктор МАТЧИН, руководитель территориального управления Росфиннадзора в Московской области, заслуженный экономист РФ
При осуществлении своих контрольных и надзорных функций, получении результатов контроля территориальное управление непосредственно взаимодействует с другими территориальными федеральными органами исполнительной власти (управление Федерального казначейства, налоговые и таможенные органы, Московское управление ФАС России и др.), а также органами государственной власти Московской области. Такое сотрудничество при выполнении согласованных действий по реализации отдельных государственных функций в ряде случаев оказывается взаимовыгодным и способствует повышению качества и действенности государственного контроля.
Качественный состав специалистов территориального управления близок к оптимальному: все имеют высшее образование, более 60% от общей численности сотрудников работают в госорганах свыше 10 лет, причем 20% – молодежь до 30 лет, а 50% – в возрасте от 30 до 50 лет. Неудивительно, что мы набрали хороший темп работы. В 2007 г. в плановом порядке осуществили более 700 проверок по использованию средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.
К сожалению, в половине проверенных организаций вскрыты финансовые нарушения на общую сумму порядка 3 340 млн руб. Среди нарушений – нецелевое, незаконное и неэффективное расходование денежных средств и материальных ресурсов, нарушения порядка формирования, размещения и исполнения заказов на закупку товаров и услуг, недостатки в учете и отчетности. Наиболее существенные нарушения отмечаются при реконструкции аэропортов в Московском регионе, при использовании бюджетных средств казенными предприятиями, некоторыми образовательными учреждениями, подразделениями Минобороны России и МЧС. Недостаточно эффективно расходовались средства федерального бюджета, поступающие в отдельные муниципальные образования на реализацию инвестиционных проектов и другие цели.
Значительное место в нашей работе в прошлом году занимал финансовый контроль за использованием федеральных средств, выделяемых в рамках приоритетных национальных проектов. Финансовые нарушения, выявленные в процессе 289 целевых проверок, свидетельствуют о несоблюдении некоторыми руководителями финансово-бюджетной дисциплины, в связи с чем в отдельных случаях поставленные цели не достигались при существенном финансовом обеспечении. Наиболее уязвимыми в этом отношении оказались бюджетные средства, предназначенные для улучшения жилищных условий граждан, в том числе проживающих на селе.
Мы будем решительным образом искоренять финансовые нарушения в тех социальных отраслях, где главным объектом вложений со стороны государства является человек.
По итогам контрольных мероприятий в органы прокуратуры передано 138 материалов ревизий и проверок. Кроме возбуждения уголовного дела, прокурорами вынесено 38 представлений и предостережений. Территориальное управление рассмотрело более 200 дел об административных правонарушениях, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств. На проверенные организации и руководителей наложены административные штрафы на сумму 689 тыс. руб. По результатам наших проверок приказами и распоряжениями руководителей проверенных организаций на 168 виновных наложены дисциплинарные взыскания, 30 из них привлечены к материальной ответственности. Проведенные проверки позволили вернуть 633 млн руб., в том числе 150 млн – непосредственно в доход федерального бюджета, финансирование из бюджета принудительно уменьшено на 30 млн.
Росфиннадзор как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ исполнять функции органа валютного контроля, через свои территориальные органы осуществляет валютный контроль, тем самым обеспечивая защиту прав и экономических интересов государства в данном направлении. Территориальное управление Росфиннадзора в Московской области при выполнении указанной функции во взаимодействии с таможенными и налоговыми органами, рассмотрев более 700 административных дел и проведя самостоятельно более 100 проверок, предъявило за год к взысканию за нарушения валютного законодательства и актов валютного регулирования около 34 млн руб. административных штрафов, из которых более 20 млн уже уплачено. Основными нарушениями, которые допускали участники внешнеэкономической деятельности и граждане, стали нарушения порядка предоставления отчетности о валютных операциях и оформления паспортов сделок (около 70% от общего числа нарушений), осуществление незаконных валютных операций (23%), незачисление валютной выручки в установленный контрактами срок (6%).
Думается, что государственный и муниципальный финансовый контроль как один из результативных и наиболее разумных инструментов управления способствует повышению эффективности и прозрачности управления бюджетными средствами, обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины в бюджетной сфере. Его необходимость мало кем оспаривается, хотя внимания этому важному инструменту, особенно на муниципальном уровне, уделяется недостаточно.
За нашим территориальным управлением закреплена функция контроля за исполнением законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле органами государственного и муниципального финансового контроля Московской области. Как свидетельствуют результаты контроля и надзора в этом направлении, органы финансового контроля некоторых местных администраций Московской области либо бездействуют, либо вообще не созданы, что является существенной управленческой ошибкой руководителей этих администраций.
Источник: © Бюджет, 2008, № 2
При осуществлении своих контрольных и надзорных функций, получении результатов контроля территориальное управление непосредственно взаимодействует с другими территориальными федеральными органами исполнительной власти (управление Федерального казначейства, налоговые и таможенные органы, Московское управление ФАС России и др.), а также органами государственной власти Московской области. Такое сотрудничество при выполнении согласованных действий по реализации отдельных государственных функций в ряде случаев оказывается взаимовыгодным и способствует повышению качества и действенности государственного контроля.
Качественный состав специалистов территориального управления близок к оптимальному: все имеют высшее образование, более 60% от общей численности сотрудников работают в госорганах свыше 10 лет, причем 20% – молодежь до 30 лет, а 50% – в возрасте от 30 до 50 лет. Неудивительно, что мы набрали хороший темп работы. В 2007 г. в плановом порядке осуществили более 700 проверок по использованию средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.
К сожалению, в половине проверенных организаций вскрыты финансовые нарушения на общую сумму порядка 3 340 млн руб. Среди нарушений – нецелевое, незаконное и неэффективное расходование денежных средств и материальных ресурсов, нарушения порядка формирования, размещения и исполнения заказов на закупку товаров и услуг, недостатки в учете и отчетности. Наиболее существенные нарушения отмечаются при реконструкции аэропортов в Московском регионе, при использовании бюджетных средств казенными предприятиями, некоторыми образовательными учреждениями, подразделениями Минобороны России и МЧС. Недостаточно эффективно расходовались средства федерального бюджета, поступающие в отдельные муниципальные образования на реализацию инвестиционных проектов и другие цели.
Значительное место в нашей работе в прошлом году занимал финансовый контроль за использованием федеральных средств, выделяемых в рамках приоритетных национальных проектов. Финансовые нарушения, выявленные в процессе 289 целевых проверок, свидетельствуют о несоблюдении некоторыми руководителями финансово-бюджетной дисциплины, в связи с чем в отдельных случаях поставленные цели не достигались при существенном финансовом обеспечении. Наиболее уязвимыми в этом отношении оказались бюджетные средства, предназначенные для улучшения жилищных условий граждан, в том числе проживающих на селе.
Мы будем решительным образом искоренять финансовые нарушения в тех социальных отраслях, где главным объектом вложений со стороны государства является человек.
По итогам контрольных мероприятий в органы прокуратуры передано 138 материалов ревизий и проверок. Кроме возбуждения уголовного дела, прокурорами вынесено 38 представлений и предостережений. Территориальное управление рассмотрело более 200 дел об административных правонарушениях, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств. На проверенные организации и руководителей наложены административные штрафы на сумму 689 тыс. руб. По результатам наших проверок приказами и распоряжениями руководителей проверенных организаций на 168 виновных наложены дисциплинарные взыскания, 30 из них привлечены к материальной ответственности. Проведенные проверки позволили вернуть 633 млн руб., в том числе 150 млн – непосредственно в доход федерального бюджета, финансирование из бюджета принудительно уменьшено на 30 млн.
Росфиннадзор как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ исполнять функции органа валютного контроля, через свои территориальные органы осуществляет валютный контроль, тем самым обеспечивая защиту прав и экономических интересов государства в данном направлении. Территориальное управление Росфиннадзора в Московской области при выполнении указанной функции во взаимодействии с таможенными и налоговыми органами, рассмотрев более 700 административных дел и проведя самостоятельно более 100 проверок, предъявило за год к взысканию за нарушения валютного законодательства и актов валютного регулирования около 34 млн руб. административных штрафов, из которых более 20 млн уже уплачено. Основными нарушениями, которые допускали участники внешнеэкономической деятельности и граждане, стали нарушения порядка предоставления отчетности о валютных операциях и оформления паспортов сделок (около 70% от общего числа нарушений), осуществление незаконных валютных операций (23%), незачисление валютной выручки в установленный контрактами срок (6%).
Думается, что государственный и муниципальный финансовый контроль как один из результативных и наиболее разумных инструментов управления способствует повышению эффективности и прозрачности управления бюджетными средствами, обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины в бюджетной сфере. Его необходимость мало кем оспаривается, хотя внимания этому важному инструменту, особенно на муниципальном уровне, уделяется недостаточно.
За нашим территориальным управлением закреплена функция контроля за исполнением законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле органами государственного и муниципального финансового контроля Московской области. Как свидетельствуют результаты контроля и надзора в этом направлении, органы финансового контроля некоторых местных администраций Московской области либо бездействуют, либо вообще не созданы, что является существенной управленческой ошибкой руководителей этих администраций.
Источник: © Бюджет, 2008, № 2