Государственный финансовый контроль: реальность и задачи

 16.03.2008       4232
Наталья Семенихина
 Наталья СЕМЕНИХИНА, заместитель начальника контрольно-ревизионного управления Департамента финансов Вологодской области

Ни для кого не секрет, что государственный финансовый контроль является одним из наиболее значимых этапов бюджетного процесса. От того, насколько эффективно и рационально используются средства бюджетов всех уровней, зависит, в первую очередь, количество и качество предоставляемых гражданам бюджетных услуг.

В условиях рыночной экономики, когда усложняются межбюджетные отношения, повышается значение налогов как основного источника формирования доходной базы бюджета и многократно возрастает роль государственного финансового контроля.

Задачи, поставленные перед органами государственного финансового контроля, не могут быть решены в полной мере без совершенствования контрольной деятельности государства. Эта проблема достаточно сложна, но в то же время очень важна для страны в целом. Именно здесь необходимо достижение согласованного со всеми заинтересованными сторонами подхода к основополагающим, базовым нормам и положениям. Однако на практике реформирование государственного финансового контроля пока остается всего лишь декларацией о намерениях.

В государственном финансовом контроле отсутствуют единые правила и стандарты контрольной деятельности, нет унифицированной формы отчетности, мониторинга, единого толкования понятия финансовых нарушений. Несмотря на имеющиеся пробелы в действующем законодательстве в части организации государственного финансового контроля, система контрольных органов все-таки сложилась и контрольные мероприятия по использованию средств бюджетов всех уровней бюджетной системы проводятся.

Рассмотрим структуру контрольных органов на примере Вологодской области. Так, к числу региональных органов финансового контроля можно отнести территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Вологодской области, УФК по Вологодской области, Контрольно-счетную палату области, контрольно-аналитическое управление правительства области, кон­трольно-ревизионное управление и управление областного казначейства Департамента финансов Вологодской области, контрольные органы главных распорядителей. Муниципальный контроль представлен контрольно-счетными палатами в пяти муниципальных образованиях и контрольно-ревизионными службами финансовых органов муниципальных районов области.

На первый взгляд, органов, осуществляющих финансовый контроль, предостаточно. Но однозначно говорить о прямом дублировании функций не стоит, поскольку у каждого контрольного органа имеется собственный функционал, рамки которого определены Бюджетным кодексом РФ. Взаимодействие между ними осуществляется на этапе формирования годовых планов, участия в проведении совместных контрольных мероприятий и ежегодных коллегий по итогам контрольно-ревизионной работы.

Вместе с тем в ходе осуществления контрольных мероприятий выявляются различные подходы к трактовке устанавливаемых финансовых нарушений из-за отсутствия нормативно утвержденного классификатора финансовых нарушений.

Основной целью государственного финансового контроля является максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого и неэффективного расходования. Понятие нецелевого использования бюджетных средств приведено в ст. 289 Бюджетного кодекса РФ, меры принуждения за нецелевое использование предусмотрены Бюджетным кодексом РФ, Кодексом об административных правонарушениях РФ и Уголовным кодексом РФ. Однако число случаев нецелевого расходования бюджетных средств в ходе проведения последующего контроля на территории Вологодской области с каждым годом сокращается в связи с переходом на казначейское исполнение бюджета. Поэтому основной акцент в ходе контрольных мероприятий делается на анализ эффективного использования бюджетных средств.

Статьей 163 Бюджетного кодекса РФ предусмотрена обязанность получателей бюджетных средств эффективно расходовать бюджетные средства с их целевым назначением. Отсутствие законодательно обозначенного понятия оценки эффективности использования средств бюджетными учреждениями приводит к невозможности принятия грамотных управленческих решений, позволяя только отражать отдельные недостатки на отдельных объектах. В связи с этим необходимо дать определение неэффективного использования бюджетных средств посредством внесения изменений в законодательные акты, утвердить единую систему критериев оценки эффективности бюджетных расходов, которые будут обязательными для всех контрольных органов, а также установить меры ответственности за неэффективное использование бюджетных средств.

Значительная доля расходной части бюджетов различных уровней приходится на закупку продукции для государственных нужд, поэтому для эффективного и рационального использования выделенных на эти цели бюджетных средств принят Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Начиная с 2006 г. контрольно-ревизионное управление Департамента финансов Вологодской области проводит плановые и внеплановые проверки соблюдения государственными заказчиками нормативных правовых актов Российской Федерации в части размещения государственных заказов. Несомненно, сделан большой шаг вперед по нормализации ситуации в данной сфере, однако правовое регулирование целого ряда важных вопросов пока отсутствует.

Кроме того, действующие в настоящее время нормы бюджетного законодательства не согласуются с нормами Кодекса об административных правонарушениях РФ. Так, при совершении правонарушений, предусмотренных ст. 293, 295–303, 305 и 306 Бюджетного кодекса РФ, к нарушителям бюджетной дисциплины невозможно применить меры принуждения (наложить штраф) в связи с отсутствием составов правонарушений в Кодексе об административных правонарушениях РФ.

Таким образом, в целях повышения эффективности работы органов финансового контроля требуется принятие единой концепции развития государственного финансового контроля, федерального закона «О государственном финансовом контроле в Российской Федерации» и других нормативных правовых актов, регулирующих контрольную функцию государства. Эти документы станут основой для формирования единой системы государственного финансового контроля на территории Российской Федерации.



Справка «Бюджета»

Наталья Александровна СЕМЕНИХИНА, заместитель начальника контрольно-ревизионного управления Департамента финансов Вологодской области

Родилась 21 мая 1975 г. в Череповце.

В 1997 г. окончила Московский университет потребительской кооперации, специальность «Бухгалтерский учет и аудит»; в 2003 г. – Северо-Западную академию государственной службы (Санкт-Петербург), специальность «Государственное и муниципальное управление».

1996–2000 гг. – ревизор в отделении Сберегательного банка РФ.

2000–2001 гг. – бухгалтер-финансист в ОАО «АвтоВаз-салон».

2001–2004 гг. – главный специалист контрольно-ревизионного управления Департамента финансов Вологодской области.

С 2004 г. – советник первого заместителя губернатора Вологодской области.

С 2007 г. – заместитель начальника контрольно-ревизионного управления Департамента финансов Вологодской области.



Источник: © Бюджет, 2008, № 2
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений