Цифра к цифре
В 2007 г. Росфиннадзором было проведено 34,5 тыс. проверок, из них 21,4 тыс. – проверки соблюдения финансового бюджетного законодательства. Этот показатель уступает цифре за 2006 г. – 28,6 тыс. Однако ситуация позапрошлого года носила скорее временный характер. Практика последних нескольких лет говорит о том, что для службы в целом достаточным является показатель в 34–35 тыс. проверок, из которых 21–22 тыс. направлены на соблюдение финансово-бюджетного законодательства, а остальные – на соблюдение валютного законодательства.В 2007 г. Росфиннадзором было проверено 33% средств федерального бюджета (в 2006 г. – 31%). Выяснилось, что с нарушениями федерального законодательства израсходовано 13% средств, что на 3% меньше, чем в с 2006 г. Всего же в бюджетной системе обнаружено нарушений финансово-бюджетного законодательства при расходовании на сумму 218 млрд руб. В 2007 г. делался акцент на устранение ошибок, 44% нарушений были удачно исправлены (в 2006 г. – всего 28%). Словом, работу не только по обнаружению, но и по устранению ошибок контролеры выполняли почти в два раза чаще.
В структуре часто раскрываемых нарушений выделяется несколько групп: примерно 20% средств расходуется с нарушениями, наносящими материальный ущерб интересам государства. В 2007 г. уровень неправомерных нарушений, в том числе нецелевое расходование бюджетных средств, составил 11%, неэффективное расходование – 4%, недостача и излишки средств – 3%. Остальное – это нарушения правил, снижающие эффективность функционирования бюджетной системы в целом: нарушение и искажение бюджетного и бухгалтерского учета – 41%, нарушение учета госимущества – 28%, нарушение правил кассовых операций и расчетов наличными деньгами – 1%.
Службе удалось возместить в государственный бюджет 80,6 млрд руб. В 2007 г. в виде возмещения средств, использованных с нарушением законодательства, и дополнительно поступившими платежами и штрафными санкциями Росфиннадзором было санировано 48,8 млрд руб. Максимальное количество нарушений, естественно, выявляется в государственных структурах, куда поступает больше всего федеральных средств. «Лидирует» здесь Минобороны России, к нему вплотную примыкает комплекс служб и агентств социального блока – Роскультура, Росздрав и т.д.
Сейчас Росфиннадзор готовит итоговый документ о деятельности службы в прошедшем году, который будет передан в Государственную Думу РФ в рамках отчета Правительства РФ об исполнении бюджета за 2007 г.
Новый формат работы
В 2008 г. в формат работы службы были внесены изменения. Росфиннадзор заключил соглашение с Центральным банком РФ о передаче службе информации коммерческих банков данных о нарушениях валютного законодательства клиентами кредитных организаций. Это примерно 60 тыс. сообщений в месяц, причем из общего потока будут выделяться «тяжелые составы»: невозврат валюты в страну и авансовых платежей.Росфиннадзору необходимо прояснить ситуацию с дополнениями к контрактам, значительная часть которых носит признаки подделки. Обычно такие документы появляются, как только Росфиннадзор начинает административное производство по факту невозврата в страну валютных средств. Оформление задним числом дополнений к контрактам теоретически может квалифицироваться как подделка документов, что является уголовным преступлением. Доказать факт подделки очень трудно, и все же Росфиннадзор намерен вплотную заняться этим вопросом, наладив сотрудничество с коллегами из-за рубежа – ведь под каждым контрактом стоит подпись как российского, так и иностранного участника ВЭД. В первую очередь такая работа будет проведена с государственными контролерами из Казахстана и с Украины.
Еще одно новшество 2008 г. – принятие этического кодекса сотрудников Росфиннадзора. Сейчас Федеральная служба финансово-бюджетного надзора – единственный надзорный орган в системе исполнительной власти, у которого есть подобный документ и создана комиссия по разбору конфликтов интересов и этических нарушений.
Централизованный план проверок центрального управления размещен на официальном сайте контрольного органа. Там же будут опубликованы и планы работы территориальных управлений. Любой желающий может увидеть список из 34 тыс. проверок, запланированных на 2008 г. С 2009 г. в открытом доступе появятся и результаты контрольных мероприятий.
Последствия изменения Бюджетного кодекса
В новом Бюджетном кодексе отражены три принципиальные позиции, которые повлияют на работу Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. С 2009 г. упразднены финансовые санкции Минфина России за нецелевое использование бюджетных средств (сокращение лимитов бюджетных обязательств).Изменен порядок формирования федеральных целевых программ. Теперь в ходе принятия бюджета контролеры будут видеть подробный список направлений и объектов, на которые планируется расходовать средства федеральных целевых программ. Это новшество должно облегчить работу по надзору за расходованием выделенных средств.
В Бюджетном кодексе введена норма о том, что Министерство финансов РФ разрабатывает и утверждает нормативные документы, регулирующие порядок финансового надзора на региональном и муниципальном уровне, а также на уровне внутриведомственного контроля.
Стратегия развития
Переход на единую методическую платформу и стандартные регламенты, инструкции для работы всех надзорных органов как федерального, регионального, муниципального уровня, так и внутриведомственных – одна из стратегических задач развития всей системы госфинконтроля на ближайшие годы. Параллельно нужно наладить обмен информацией между этими органами, увязать планы их работы, выровнять санкции, применяемые на разных уровнях, и обеспечить их безусловное применение. Необходимо создать единую базу данных о нарушениях финансово-бюджетного законодательства и нарушителях, конкретных должностных лицах.Следующее стратегическое направление – определение стандартов внутреннего финансового контроля в государственных компаниях, корпорациях и автономных некоммерческих организациях, таких как Российская академия наук, а также обеспечение доступа к результатам работы систем внутреннего финансового контроля для чиновников и граждан.
Кроме того, следует дополнить фиксацию нарушений рекомендациями о правомерных и эффективных путях устранения злоупотреблений, поскольку сейчас контролерам зачастую приходится сталкиваться с тем, что устранение ошибок также осуществляется с нарушением закона.
Что будущее готовит
В наступившем году Федеральной службе финансово-бюджетного надзора предстоит решить несколько задач:- отладить систему планирования и перейти к трехлетнему плану;
- повысить квалификацию сотрудников службы, в первую очередь юридическую и бухгалтерскую;
- доработать регламенты действий сотрудников;
- переоснастить управление службы компьютерами;
- создать справочник типовых программ проверки и обеспечить такими справочниками всех контролеров;
- доработать и использовать единый классификатор признаков финансовых нарушений с целью обеспечения единства правоприменения на всей территории России;
- наладить сотрудничество с коллегами в рамках соглашений о взаимодействии по линии финансового контроля с Рособоронзаказом и Росатомом, по линии контроля за госзакупками – с Федеральной антимонопольной службой, по линии валютного контроля – с Федеральной таможенной службой, Федеральной налоговой службой и ЦБ РФ;
- построить несколько зданий для ряда территориальных управлений, например в республиках Дагестан, Чечня, Калмыкия и в Ростовской области;
- сформировать и обучить мобильный корпус контролеров, который сможет перемещаться по территории других регионов для проведения проверок. Таким образом удастся обеспечить более высокий уровень работы, а также предотвратить коррупцию;
- сократить долю административных расходов службы и увеличить число людей, которые будут работать «в поле». В этих целях планируется укрупнение территориальных управлений Росфиннадзора там, где для этого есть предпосылки.
От Сочи до Владивостока
2008 г. для Росфиннадзора начался с получения специальных распоряжений. Оперативно среагировала Федеральная служба финансово-бюджетного надзора на поручение Председателя Правительства РФ Виктора Зубкова в отношении «украденного миллиарда». Во исполнение этого задания была начата проверка расходования средств федерального бюджета, выделенных на восстановление, с участием Приморского, Хабаровского и Сахалинского территориальных управлений Росфиннадзора, а также сотрудников центрального аппарата. Кроме того, запланирована проверка исполнения бюджета Сахалинской области. Кстати, на этом примере служба планирует опробовать наблюдение за ходом строительных работ с космических спутников: с Министерством природных ресурсов РФ уже ведутся переговоры о возможности использования их системы космического мониторинга за лесами. Впоследствии данный метод контроля предполагается применять при наблюдении за прокладкой дороги Чита – Хабаровск. Вероятно использование метода спутникового мониторинга при наблюдении за подготовкой Владивостока к проведению саммита АТЭС. Для максимального контроля за федеральными средствами, выделяемыми на подготовку к Олимпиаде 2014 г., в Краснодарском территориальном управлении Росфиннадзора будет создан специальный отдел по надзору за этими расходами. При проверке бюджетных расходов Краснодарского края и города Сочи особое внимание будет обращаться на финансирование олимпийских объектов и связанных с ними элементов инфраструктуры.Справка
В 2007 г. по обращениям правоохранительных органов Федеральная служба финансово-бюджетного надзора провела 1 287 мероприятий, что составило 6%от общего числа проверок.
Справка
В 2007 г. в рамках валютного контроля Росфиннадзором было проведено 3,8 тыс. проверок (в 2006 г. – 3,5 тыс.). Вынесено 6,8 тыс. постановлений (против 5,8 тыс. в 2006 г.). Резко повысились поступления штрафов: с 102 млн руб. в 2006 г. до 209 млн в 2007 г.По документам, переданным в 2007 г. из Федеральной налоговой службы России и Федеральной таможенной службы России, Росфиннадзор подготовил 5,5 тыс. протоколов (в 2006 г. – 3 тыс.) и взыскал штрафов на сумму 196,8 млн руб. (2006 г. – 46 млн), в бюджет перечислено 406,3 млн.
В ближайшее время центром внимания контролеров в рамках валютного контроля станут тяжелые нарушения, наносящие прямой ущерб интересам государства. Такие злоупотребления в 2007 г. в общем объеме нарушений валютного законодательства составили 34%: незачисление валютной выручки, невозврат ее в страну, незаконный экспорт капитала – 17%, невозврат авансовых платежей при импорте – 3%, незаконные валютные операции – 14%.
Источник: © Бюджет, 2008, № 3