За 90 лет этот орган не раз менял свое название – именовался и финансовым отделом Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов, и Московским городским финансовым управлением, и Департаментом финансов города Москвы – но суть деятельности всегда оставалась прежней: финансовый отдел являлся координирующим финансовым центром, решающим проблемы социально-экономического развития города.
Поначалу в состав мосфинотдела входило пять управлений: сметно-кассовое, прямых налогов и пошлин, косвенных налогов, управление делами и особое управление. Работа финансистов в то время была чрезвычайно сложной: налоги фактически не собирались, и основными источниками доходов местной власти стали контрибуции, единовременные сборы с национализированных предприятий и государственные субсидии.
В непростых условиях становления советской власти для решения новых экономических и политических задач требовалось обеспечить нормальное функционирование экономики города. На плечах финансистов лежала огромная ответственность, поскольку финансовая система – единственный из известных цивилизации механизмов, позволяющих соединить отдельные элементы хозяйственной жизни. И возрождение страны началось с восстановления денежного обращения и финансовой системы в целом.
Великая Отечественная война стала серьезным испытанием для финансовой системы города. Важнейшими задачами экономической политики того времени стали развертывание военной промышленности, наращивание выпуска оборонной продукции и строительство новых заводов, а значит, поиск дополнительных резервов. Возросла и ответственность финансовых органов столицы – города, имевшего крупную оборонную промышленность и многотысячную армию рабочих.
После войны Москва пошла по пути технологического, промышленного развития, превратилась в образовательный центр, совмещая эту роль с функциями столицы. В конце 1940-х гг. в состав Московского городского финансового управления входило уже восемь отделов: бюджетный, финансирования коммунального и жилого хозяйства, промышленности и торговли, государственных доходов, налогов и сборов, штатный отдел, контрольно-ревизионный отдел и отдел по государственным пособиям многодетным и одиноким матерям. Коллектив Мосгорфинуправления активно участвовал в проведении хозяйственной
реформы, начатой в 1965 г., претворял в жизнь новый генеральный план развития Москвы.
На рубеже 1980–1990-х гг. в столице, как и во всей стране, начались радикальные перемены во всех сферах общественной жизни. Одновременно происходило и реформирование городского управления. Одной из важнейших структур правительства столицы в условиях развивающихся рыночных отношений стал Департамент финансов. Распоряжением вице-мэра Москвы от 16 марта 1992 г. № 132-РВМ Главное финансовое управление Москвы было переименовано в Департамент финансов.
В 1990-е гг. в Москве проводились серьезные реформы, направленные на перестройку экономики города. Ускоренными темпами формировалась рыночная инфраструктура. Укрепились позиции Москвы как крупнейшего финансового центра страны, совершенствовалась налоговая и ценовая политика, шла перестройка бюджетного процесса.
В этот исторический период всем запомнился дефолт 1998 г., перевернувший всю работу по исполнению бюджета и выполнению программ Правительства Москвы. Однако даже в тяжелейших экономических условиях финансовый потенциал города позволил выполнить намеченные программы социально-экономического развития столицы, а также все обязательства по внешним и внутренним заимствованиям в полном объеме.
Тогда же совершенствовалась струк-
тура и направления деятельности Департамента финансов – 29 октября 1999 г. в структуре департамента было образовано Московское городское казначейство, главными задачами которого стали исполнение бюджета по доходам и расходам, управление средствами бюджета на банковских счетах исходя из принципа единства кассы, учет бюджетных обязательств получателей бюджетных средств и контроль за их соответствием утвержденным показателям бюджета, текущий контроль за использованием государственных средств Москвы.
Одновременно в структуре Департамента финансов города Москвы на базе финансовых управлений административных округов были созданы 10 финансово-казначейских управлений, которые непосредственно на территориях округов столицы осуществляют работу по прогнозированию доходов и расходов бюджета, исполнению утвержденных бюджетных показателей, оперативному управлению бюджетными ресурсами и выполняют другие функции, возложенные на финансовые органы города.
Существующая сегодня структура Департамента финансов города Москвы позволяет на высоком качественном уровне решать задачи по формированию бюджетной и финансовой политики, нацеленной на устойчивое развитие финансовой системы города и ее активное воздействие на социально-экономическое положение города. Структурные подразделения департамента осуществляют исполнение бюджета столицы, разрабатывают проекты законов и подзаконных актов города Москвы в области регулирования бюджетных и финансовых отношений, реализуют государственный финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами, проводят единую политику принятия долговых обязательств и управления государственным долгом города
Москвы.
Финансовая жизнь столицы всегда идет в фарватере общей экономической политики страны. Все нововведения в практике хозяйственного управления проявляются в Москве намного быстрее и ощутимей, чем где бы то ни было. Видоизменяясь и совершенствуясь, главный финансовый орган города всегда остается в авангарде управления финансовыми ресурсами.