Взаимодействие финансовых контролеров с правоохранительными органами: практический опыт

 11.11.2008       2175
Виктор Матчин
С усилением роли органов финансово-бюджетного контроля расширяется и практика привлечения их сотрудников в качестве специалистов для участия в прокурорском надзоре и процессуальных действиях. В связи с этим правовые аспекты взаимодействия региональных и муниципальных финансовых контролеров-ревизоров с правоохранительными органами нуждаются в специальном рассмотрении.
Виктор МАТЧИН, руководитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области

Деятельность органов финансово-бюджетного контроля государственных исполнительных органов субъектов РФ, а также местных администраций муниципального уровня становится все заметнее. В их компетенцию входит, согласно ст. 270 Бюджетного кодекса, осуществление финансового контроля за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов.
На практике возникают вопросы по взаимодействию региональных и муниципальных финансовых контролеров-ревизоров с органами прокуратуры, судебными и правоохранительными органами. Такое взаимодействие возникает чаще всего:
при так называемой реализации результатов контрольных мероприятий (направление материалов ревизий и проверок для принятия соответствующих мер);
при выполнении требований (обращений) прокуроров, следователей, дознавателей и судей о проведении ревизий и проверок;
при выполнении требований по привлечению контролеров-ревизоров в качестве специалистов в прокурорских проверках и уголовном судопроизводстве.
Если первые два направления указанного взаимодействия обычно не выходят за рамки требований должностных регламентов контролеров-ре­ви­зоров, то их направление для участия в качестве специалистов чаще всего должностными обязанностями не предусмотрено, однако в законодательстве (прежде всего о прокуратуре Российской Федерации) содержится требование об обязательности выделения специалистов.
Ниже мы попытаемся сформулировать практические рекомендации для руководителей органов финансового контроля при принятии решений о выделении сотрудников в качестве специалистов для участия в прокурорском надзоре и процессуальных действиях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК РФ).
Выделение сотрудников для участия в качестве специалистов в прокурорском надзоре и уголовном судопроизводстве должно осуществляться только на основании письменных обращений руководителей органов прокуратуры и следствия, в которых должны быть указаны основные вопросы, требующие разрешения специалистом, а также предполагаемое время, которое необходимо для разрешения указанных вопросов.
В случае принятия решения о выделении специалиста рекомендуется издать приказ о направлении сотрудника для участия в качестве специалиста в прокурорском надзоре или уголовном судопроизводстве, а также оформить направление, указав фамилию, имя, отчество сотрудника, его должность, наименование органа, в который направляется сотрудник, и срок его работы в качестве специалиста.
Руководитель органа финансового контроля, направляя сотрудника для участия в качестве специалиста в прокурорском надзоре или уголовном судопроизводстве и выдавая направление, тем самым подтверждает, что работник, направляемый в качестве
специалиста, как физическое лицо обладает специальными знаниями и практическим опытом, приобретенными в органе финансового контроля, компетентен и способен выполнить работу, предусмотренную должностным регламентом указанного сотрудника, а именно оказать содействие в разрешении вопросов, относящихся к компетенции органа финансового контроля.
Остановимся подробнее на вопросе выделения сотрудников для их участия в качестве специалистов в прокурорском надзоре. Руководители органов финансового контроля могут выделять сотрудников для участия в прокурорском надзоре в качестве специалистов по обращениям прокурора в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» для выяснения возникших вопросов при осуществлении органами прокуратуры надзорных функций за соблюдением законодательства. При этом следует иметь в виду, что процедура направления и привлечения сотрудника в качестве специалиста, оформления его заключения либо других результатов участия специалиста в прокурорском надзоре законодательством в настоящее время не установлена, подобная практика не обобщена. Основная функция специалиста, который участвует в прокурорском надзоре, – оказание содействия в обнаружении нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере.
По аналогии с положениями об участии специалиста в процессуальных действиях, предусмотренных ч. 3 ст. 58, ч. 5 ст. 164, ч. 1 ст. 168 УПК РФ, следует иметь в виду, что прокурор, привлекая специалиста, должен самостоятельно удостовериться в его личности и компетентности, способности оказать содействие в разрешении возникших вопросов, разъяснить ему права и ответственность, порядок осуществления действий, способ оформления результатов участия специалиста в прокурорском надзоре (устные пояснения, письменное оформление в виде справки, заключения и т.п.).
На время участия работника в прокурорском надзоре в качестве специалиста ему сохраняется заработная плата, а также обеспечивается возмещение других расходов, компенсируемых при выполнении им должностных обязанностей по месту постоянной работы, в связи с чем органу прокуратуры желательно сделать соответствующую отметку в направлении об участии сотрудника в качестве специалиста.
Что касается выделения сотрудников для участия в качестве специалистов в уголовном судопроизводстве, то правовое положение такого специалиста определено в ст. 58 УПК РФ. Статьей 168 УПК РФ устанавливается право следователя (дознавателя) привлекать специалиста к участию в процессуальных действиях, а ст. 251 УПК РФ предусмотрено участие специалиста в судебном разбирательстве.
В соответствии с ч. 1 ст. 58 УПК РФ специалист – лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию. Процессуальное действие – это следствие, судебное или иное действие, предусмотренное УПК РФ.
Акт привлечения специалиста к участию в следственном действии вынесения специального постановления не требует, однако такое постановление может быть вынесено, если специалисту предлагается разрешить вопросы, ответы на которые требуют проведения особого исследования. Данные специалиста заносятся в протокол следственного действия, который специалист подписывает, при необходимости внося в документ изменения и дополнения. Согласно ст. 168, 270 УПК РФ перед началом следственного действия или судебного заседания следователь, председательствующий в суде убеждаются в компетентности специалиста.
В соответствии со ст. 61, 70, 71 УПК РФ специалист не может принимать участие в производстве по уголовному делу, если он:
является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу;
участвовал в качестве присяжного заседателя, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика;
является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу;
находился или находится в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей;
некомпетентен (то есть не обладает соответствующими специальными знаниями), а также имеются обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично прямо или косвенно заинтересован в исходе данного уголовного дела.
Решение об отводе специалиста в ходе досудебного производства по уголовному делу принимает дознаватель, следователь.
Помимо предоставленного УПК РФ права отказаться от участия в производстве по уголовному делу, если специалист не обладает соответствующими специальными знаниями, специалист также вправе:
задавать вопросы участникам следственного действия с разрешения дознавателя, следователя и суда;
знакомиться с протоколом следственного действия, в котором он участвовал, и делать заявления и замечания, которые подлежат занесению в протокол;
подавать жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права.
Специалист не может уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд, а также разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу в качестве специалиста, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ. За разглашение данных предварительного расследования специалист несет ответственность в соответствии со ст. 310 Уголовного кодекса РФ.
В силу специфики знаний, которыми обладают контролеры-ревизоры, а также способа совершения экономических преступлений наиболее велика вероятность их участия в качестве специалистов в следующих следственных действиях: осмотр (ст. 176–178 УПК РФ), обыск (ст. 182, 184), выемка (ст. 183), наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка (ст. 185), допрос свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого (ст. 92, 173, 174, 187–191), очная ставка (ст. 192). Рассмотрим названные действия подробнее.
1. Участие в осмотре, обыске, выемке, наложении ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотре и выемке.
Осмотр как следственное действие состоит в непосредственном наблюдении и обследовании связанных с расследуемым преступлением материальных объектов. В ходе этого действия следователь выявляет (обнаруживает), воспринимает, исследует (насколько это возможно на данном этапе) и фиксирует сведения о фактических данных, имеющих значение для дела. При осмотре помещения специалисты прежде всего могут указать на возможные места хранения документов, имеющих отношение к делу, а также определить круг документов, которые необходимо изъять.
Целесообразность привлечения специалистов к осмотру документов объясняется тем, что в ходе проведения осмотра внимание следователя (дознавателя) акцентируется в основном на тех документах, которые были или могли быть использованы для подготовки, совершения и сокрытия преступления: принятые к учету неправильно оформленные документы; документы, отражающие незаконные по своему содержанию операции либо неправильно произведенные подсчеты; документы, в которых содержатся следы материального или интеллектуального подлога. Особенно важной помощь специалиста может оказаться при работе с большим массивом документов.
Обыск – следственное действие, состоящее в отыскании и изъятии в каком-либо месте или у какого-либо лица предметов и документов, которые могут иметь значение для дела. Специалисты, участвующие в проведении обыска, способны решить следующие вопросы:
определить круг документов, содержащих сведения о конкретных интересующих следствие финансово-хозяйственных операциях;
указать на возможное местонахождение данных документов (подлинников, вторых экземпляров);
изучить конкретные обнаруженные документы с целью определения их относимости к расследуемому преступлению.
Круг вопросов, решаемых специалистами при производстве выемки, фактически тождественен вопросам при проведении осмотра и обыска, так как специфика указанного следственного действия фактически не затрагивает деятельность данного специалиста при ее производстве. Исключение и единственное отличие состоит лишь в том, что при осуществлении выемки не производится поисковых действий как таковых, местонахождение конкретных предметов и документов должно быть известно до проведения выемки.
При наличии достаточных оснований полагать, что предметы, документы или сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться соответственно в бандеролях, посылках или других почтово-телеграфных отправлениях либо в телеграммах или радиограммах, на них может быть наложен арест (ст. 185 УПК РФ).
Как следует из определения данного понятия, при принятии решения о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотре и выемке следователю прежде всего предстоит решить вопрос о целесообразности проведения указанного следственного действия, поскольку процесс его назначения и проведения достаточно ресурсоемок: он требует времени и прямого или косвенного привлечения ряда лиц. Важную роль в определении достаточных оснований и необходимости проведения данного следственного действия может сыграть
специалист, сведущий в вопросах документооборота в конкретной организации (между организациями) и способный сделать вывод о том, что в конкретных отправлениях, возможно, содержатся предметы и документы, имеющие отношение к делу, а следовательно, необходим их арест. Фактически данное следственное действие состоит из трех самостоятельных следственных действий (наложение ареста, осмотр и выемка), в рамках которых решаются специфические задачи.
2. Участие в допросе свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, очная ставка.
Специалист может решать важные вопросы при проведении допросов иных участников уголовного судопроизводства (прежде всего свидетеля и обвиняемого), а также во время очной ставки как разновидности допроса. Так, специалист, обладающий знаниями в экономической сфере, способен помочь:
определить круг вопросов, которые подлежат выяснению у конкретного лица. Нередко специальных познаний требуют вопросы по поводу корреспонденции счетов, составления подложных сводных документов (балансов, отчетов о деятельности организации, предприятия, учреждения), а также выяснение обоснованности отнесения той или иной суммы на тот или иной бухгалтерский счет, целевого расходования средств, механизма сокрытия финансовых махинаций;
правильно сформулировать указанные вопросы и тем самым
предостеречь следователя от ошибок (устных и письменных) в употреблении специальной терминологии, что может привести к неточности, неоднозначности понимания данных лицом показаний, неточности в составлении процессуального документа, что, в%свою очередь, способно существенно снизить его доказательное значение;
при получении ответов допрашиваемых лиц на поставленные вопросы в случае необходимости задать уточняющие вопросы, а в случае допроса эксперта – уточнить содержание экспертного заключения. Если специалист приглашался для дачи заключения, оно оформляется в письменном виде (к примеру, акты оценки, анализа документов и т.д.) и имеет доказательственное значение.
В соответствии со ст. 131 УПК РФ специалист имеет право на материальное вознаграждение и возмещение расходов, связанных с явкой к месту производства процессуальных действий и проживанием, которые включаются в процессуальные издержки. Об этом следователем выносится специальное постановление.

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений