Наталия ПЛОТНИКОВА, начальник Управления валютного контроля Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
Подходы к регулированию
За чередой различных событий последних лет как-то мало внимания было уделено действительно серьезной реформе, проведенной в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Данная реформа непосредственно коснулась участников внешнеторговой деятельности, поскольку требования валютного законодательства устанавливаются в отношении российских и иностранных физических и юридических лиц в связи с владением, пользованием и распоряжением ими валютными ценностями, осуществлением валютных операций, открытием и ведением счетов.В целях либерализации валютного законодательства и создания максимально благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранного капитала в Российскую Федерацию в основе подхода к регулированию порядка осуществления валютных операций в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ) заложен общеправовой принцип «разрешено все, что прямо не запрещено законом». Целью данного закона явилось обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты и стабильности внутреннего валютного рынка России как факторов развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Законодательно предусмотрена гибкая система установления и снятия ограничений на осуществление валютных операций, находящаяся в тесной взаимосвязи с уровнем развития национальной экономики и состоянием финансово-кредитной системы страны.
Роль информационного обмена
Одновременно с реформированием нормативной базы в валютной сфере произошла перестройка институциональной системы валютного контроля: от нескольких дублирующих полномочия друг друга ведомств к четко структурированной системе органов и агентов, права и обязанности которых прямо определены законодательством. Основным ориентиром при построении существующей на сегодняшний момент системы органов и агентов валютного контроля явилось формирование тесно взаимосвязанной структуры институтов валютного контроля, позволяющей эффективно осуществлять контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами и гражданами валютного законодательства РФ при одновременном невмешательстве в их деятельность.Основополагающим звеном указанной системы является информационное взаимодействие между органами и агентами валютного контроля при осуществлении возложенных на них полномочий. Валютным законодательством предусмотрено, что органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении валютного законодательства лицом, осуществляющим валютные операции, передают ее органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу. В соответствии с действующим законодательством только Росфиннадзор обладает правом применять меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
Порядок передачи информации
Порядок передачи вышеуказанной информации определен постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 166 «О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функций документов и информации». Кроме этого, в соответствии с частью 10 ст. 23 Закона № 173-ФЗ Банком России установлен порядок передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции (за исключением кредитных организаций и валютных бирж), актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к лицам, совершившим указанные нарушения (Положение Банка России от 20 июля 2007 г. № 308-П). В соответствии с этим порядком уполномоченные банки при осуществлении валютного контроля и при наличии информации о нарушениях передают информацию об указанных нарушениях в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью уполномоченного банка. Далее после проведения необходимых проверок информация о нарушениях направляется в Главный центр информатизации Банка России для последующей передачи в Росфиннадзор.Информация, поступающая в Росфиннадзор от органов и агентов валютного контроля, является важнейшим элементом в процессе выявления правонарушений валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования и служит для Росфиннадзора основанием для проведения проверок. Работая в тесной взаимосвязи с Банком России и агентами валютного контроля и аккумулируя информацию о нарушителях валютного законодательства РФ, Росфиннадзор представляет собой одно из ключевых составляющих звеньев в системе органов и агентов валютного контроля.
Взаимодействие с ЦБ в рамках Соглашения
В целях повышения эффективности реализации контрольных полномочий в валютной сфере 15 августа 2007 г. заключено Соглашение «Об информационном взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора по вопросам валютного контроля». Основным направлением такого взаимодействия является информационный обмен по вопросам валютного контроля. Цель этого обмена — реализация функций сторон как органов валютного контроля, а также повышение эффективности использования сторонами информационных ресурсов в области валютного контроля.В рамках реализации Соглашения Центральный банк РФ направляет в Росфиннадзор документы и информацию по ранее выданным Банком России в соответствии с валютным законодательством РФ лицензиям и разрешениям информацию о нарушениях клиентами уполномоченных банков, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, валютного законодательства, получаемую от уполномоченных банков. Кроме того, Банк России направляет в Росфиннадзор свои нормативные акты и информационные письма по вопросам валютного контроля.
В свою очередь Росфиннадзор направляет в Банк России:
- информацию, связанную с проблемами применения отдельных нормативных актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а также документы Росфиннадзора по вопросам валютного контроля (приказы, методические рекомендации и др.);
- информацию о результатах проверок резидентов — нарушителей условий разрешений, ранее выданных Банком России, в случае, когда проверки проводились на основании сведений, предоставленных Банком России;
- информацию о выявленных в ходе проверок признаках нарушения уполномоченными банками валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
Обработка информации
Информацию, полученную от Банка России, Росфиннадзор в автономном режиме обрабатывает, анализирует и направляет в территориальные управления службы для рассмотрения и принятия мер, предусмотренных законодательством. Основная часть выявляемых нарушений по итогам работы в 2008 г. приходится на Центральный и Северо-Западный федеральные округа — 72 % и 16 % соответственно. Это обусловлено тем, что в указанных федеральных округах зарегистрировано значительное количество участников внешнеэкономической деятельности, что в свою очередь повлияло на число допущенных ими правонарушений.Для работы с информацией, получаемой от Банка России, Росфиннадзор использует прикладной программный продукт «Регионы», который позволяет оперативно работать с полученными сведениями. Следует отметить, что полученная от Банка России информация о нарушениях валютного законодательства является прямым основанием для организации и проведения Росфиннадзором контрольных мероприятий. Для Росфиннадзора приоритетами по работе с информацией о нарушениях являются прежде всего дата допущенного правонарушения (чем больше срок с момента совершения, тем выше приоритет реагирования), а также количество нормативно-правовых актов, требования которых были нарушены одним лицом (чем большее количество актов нарушено, тем выше вероятность оперативного проведения мероприятий).
По информации с истекшим сроком привлечения к административной ответственности Росфиннадзор направляет письма в адрес нарушителей. Такие письма носят предупредительный характер, но лицам, которые их получили, следует иметь в виду, что с этого момента их деятельность находится под пристальным вниманием со стороны контрольных органов и может стать поводом для проведения проверки.
О готовящихся изменениях
Практика реализации Соглашения выявила необходимость расширения перечня информации, передаваемой в Росфиннадзор, поскольку получаемые в настоящее время сведения не всегда позволяют точно и оперативно квалифицировать правонарушение. В результате приходится запрашивать дополнительную информацию о сделке у уполномоченных банков, что в свою очередь увеличивает срок проведения проверочных мероприятий, а также приводит к дополнительной нагрузке на уполномоченные банки по предоставлению необходимой информации и документов, позволяющих раскрыть содержание нарушения. В связи с этим Банк России подготовил проект указаний «О внесении изменений в Положение Банка России от 20 июля 2007 г. № 308-П». В соответствии с проектом указаний, согласованным в предварительном порядке с Росфиннадзором, будет уточнен и расширен перечень передаваемой информации о признаках нарушений.Внесение соответствующих изменений позволит более точно идентифицировать нарушителя и классифицировать нарушение, а кроме того, в основном исключить необходимость направления Росфиннадзором дополнительных запросов в уполномоченные банки, что позволит оперативно проводить необходимые контрольные мероприятия, повысить эффективность реализации возложенных полномочий в сфере валютного контроля.
В заключение хотелось бы отметить, что деятельность Росфиннадзора в ближайшее время будет ориентирована на дальнейшее улучшение взаимодействия с органами и агентами валютного контроля, совершенствование методов контроля и выработку новых, отвечающих тенденциям развития экономики подходов к осуществлению контрольных мероприятий.