Контрольные функции ФСТ Росии

 10.09.2009       9485
малоземов
В 2009 году исполняется пять лет с момента создания в России Федеральной службы по тарифам. Служба призвана не только определять цены, но и контролировать их применение. О том, как сегодня реализуются контрольные функции ФСТ России, рассказывает начальник Контрольно-ревизионного управления Федеральной службы по тарифам Алексей МАЛОЗЕМОВ.

— Алексей Владимирович, каковы контрольные полномочия ФСТ России?

— Следует сказать, что Федеральная служба по тарифам не только определяет (устанавливает) цены (тарифы) и (или) их предельный уровень на товары (работы, услуги), подлежащие государственному тарифному регулированию, и для субъектов естественных монополий, но также осуществляет контроль за применением данных цен (тарифов), надбавок и индексов. Ну а в случае нарушений юридическими лицами или гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности ФСТ России принимает предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного, профилактического характера и меры по ликвидации последствий данных нарушений.
Напомню, что на сегодняшний день государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в следующих сферах: электроэнергетика, газовая отрасль, железнодорожный транспорт, общедоступная электрическая и почтовая связь, транспортировка нефти и нефтепродуктов, жилищно-коммунальный комплекс, а также в сфере регулирования цен (тарифов) на продукцию оборонного комплекса и социально значимые товары и услуги.
Что касается Контрольно-ревизионного управления (далее — Управление) Федеральной службы по тарифам, то оно создано для организации, координации и обеспечения выполнения контрольных функций, которые возложены на ФСТ России. К основным задачам Управления относятся, во-первых, контроль регулируемых цен (тарифов), надбавок и индексов, а также контроль за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы). Во-вторых, формирование и ведение реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль за ценами, тарифами. В-третьих, формирование плана и проведение плановых и внеплановых проверок организаций, работающих в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения цен (тарифов) и т. д.
В поле нашей деятельности находится и урегулирование в досудебном порядке споров, связанных с установлением и применением регулируемых в соответствии с законодательством РФ о естественных монополиях цен (тарифов). Мы участвуем в рассмотрении разногласий, возникающих в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию между органами исполнительной власти субъектов РФ, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями.
Как видите, задачи у нас масштабные. Однако необходимо отметить, что существуют определенные сложности в создании четко структурированной системы контроля. Причина проста: ФСТ России не имеет территориальных подразделений и фактически координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, которые в свою очередь подчиняются непосредственно высшему органу исполнительной власти субъекта РФ. При этом ФСТ России не уполномочена осуществлять контрольные мероприятия в отношении органов исполнительной власти субъектов РФ, кроме полномочий в сфере жилищно-коммунального комплекса. Не имея прямой вертикали подчинения, ФСТ не может четко выстроить систему скоординированной и эффективной тарифной политики в регионах.

— В текущем году Федеральной службе по тарифам исполняется пять лет. Что сделано за этот период в плане организации контроля в области тарифного регулирования?
— Любая деятельность начинается с создания нормативно-правовой базы. Поэтому первоначально все наши усилия были направлены именно на формирование механизмов организации и проведения контроля по сферам регулирования. Мы провели большую работу. Регламентирован порядок проведения контроля в сфере услуг субъектов естественных монополий: по транспортировке газа на территории РФ; по транспортировке нефти и нефтепродуктов; услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса.
Необходимо также отметить, что сегодня налажено взаимодействие с Генеральной прокуратурой РФ. Совместная работа позволяет повысить эффективность и скоординированность действий по выявлению и устранению нарушений законодательства в области ценообразования. Также в июле текущего года подписано соглашение о взаимодействии со Счетной палатой РФ, что также позволит регламентировать и скоординировать совместную работу по реализации наших полномочий в области контроля за ценообразованием.

— Каков механизм контрольных мероприятий, проводимых Управлением?
— Система контроля включает в себя прежде всего мониторинг тарифных решений региональных органов регулирования в области электроэнергетики, проведение плановых и внеплановых проверок организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения цен (тарифов). Следует отметить, что сегодня на первый план выходят мероприятия по контролю за использованием государственных инвестиционных средств и инвестиционных средств, заложенных в регулируемые тарифы.
Управление формирует ежегодные планы проверок хозяйственной деятельности организаций, работающих в сфере регулируемого ценообразования. Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в ФСТ России информации, указывающей на признаки нарушений законодательства РФ в области регулируемого ценообразования.
Чтобы повысить эффективность выездных проверок, мы проводим предварительный анализ материалов по регулируемой деятельности хозяйствующих субъектов в части правильности установления и применения тарифов и прогнозных параметров финансово-экономической деятельности организаций, используемых при установлении действующих на период проверки тарифов. Такие меры позволяют нам выявить недостатки уже при планировании проведения проверок. К тому же по результатам предварительного анализа материалов мы принимаем решение о целесообразности выездных проверок.

— Расскажите, пожалуйста, об итогах работы за 2008 год и планах на 2009 год?
— К сожалению, 2008 год был отмечен многочисленными нарушениями норм тарифообразования со стороны регионов, которые, как правило, носят типовой характер. При этом традиционный контрольный механизм — выездные проверки — не позволяет охватить и выявить весь спектр нарушений на территории страны в кратчайшие сроки. Для повышения эффективности контрольных мероприятий мы приняли решение о применении инструментария, который позволяет расширить диапазон реагирования и создать условия, позволяющие уже в начале года настроить тарифную систему в каждом субъекте РФ.
Чтобы обеспечить оперативный контроль, ФСТ России проводит мониторинг тарифных решений региональных регулирующих органов в области электроэнергетики. Данное исследование оказалось достаточно эффективной мерой. Так, в 2009 году еще во время проведения мониторинга регулирующие органы некоторых субъектов РФ самостоятельно привели свои тарифные решения в соответствие законодательству РФ. В результате таких шагов на сегодняшний день более чем в 26 субъектах РФ устранены нарушения тарифного законодательства и наряду с двухставочными тарифами установлены одноставочные тарифы на услуги по передаче электрической энергии. Более чем в 50 регионах выявлены и устранены нарушения законодательства РФ в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.

— Финансовый кризис внес какие-то коррективы в план работы Управления?
— Отголоском финансового кризиса сегодня является снижение инвестиционной активности. Кардинальным образом пересматриваются инвестиционные программы. В итоге остаются нетронутыми только те мероприятия, которые носят первоочередной характер и влияют на обеспечение бесперебойного и безопасного функционирования организации. В связи с этим большую значимость приобретает контроль за целевым использованием финансовых средств, включенных в регулируемые тарифы. На сегодняшний день Минэнерго России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в том числе и с ФСТ России, разрабатывает проект постановления Правительства РФ об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики, который будет включать порядок контроля за реализацией инвестиционных программ.
Также в рамках реализации антикризисных мер мы проводим активную работу по утверждению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий и порядка контроля за соблюдением данных стандартов. Раскрытие информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий будет способствовать повышению прозрачности, формированию полноты и открытости их деятельности. Уже сегодня разработаны проекты соответствующих положений по проведению контрольных мероприятий за соблюдением стандартов раскрытия информации. Контроль будет осуществляться в форме мониторинга, а в необходимых случаях будут проводиться проверки, которые помогут обнаружить и устранить выявленные нарушения.

— Алексей Владимирович, какие проблемы стоят на пути осуществления эффективного контроля в области тарифного регулирования?
— В условиях роста цен (тарифов) в регулируемых сферах возникла острая необходимость в разработке новых подходов в области ценообразования, направленных на недопущение необоснованного завышения цен (тарифов) и основывающихся на уровне платежеспособности населения.
Сегодня проведение тарифной политики базируется в первую очередь на принципах сбалансированности решений по ценовому регулированию с уровнем доходов населения, интересов потребителей и производителей услуг инфраструктурных отраслей, поддержания экономической стабильности в государстве. Совершенствование системы тарифного регулирования в целях обеспечения его эффективности и сбалансированности определяет и координирует задачи контроля в области ценообразования.
Контрольные мероприятия должны быть направлены в первую очередь на защиту потребителей от монопольного повышения цен, обеспечение повышения прозрачности деятельности регулируемых организаций, создание условий для проведения эффективной тарифно-ценовой политики в регионах. Поэтому актуальным является усиление мер контроля, направленных на оперативное выявление, пресечение и устранение нарушений в области ценообразования.
Стоит обратить внимание на то, что контрольные функции должны быть направлены в большей степени на обеспечение контроля за применением цен (тарифов). А вот вопросы корректного формирования необходимой тарифной выручки должны быть исключены на этапе установления тарифов. В связи с этим необходимо менять сложившиеся тенденции по организации контроля в области установления тарифов и создать все условия для усиления контроля за применением цен (тарифов). Для этого прежде всего субъектам РФ необходимо принимать сбалансированные и четко взвешенные тарифные решения.
Я считаю, что надо усилить меры административно-надзорного производства в рамках Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП). На сегодняшний день появились более эффективные инструменты профилактики нарушений в области ценообразования. Так Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 281-ФЗ внесены существенные поправки в КоАП РФ, которые предусматривают выделение в отдельный состав такого правонарушения, как завышение регулируемых государством цен (тарифов), а также повышение штрафных санкций за нарушение норм законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) на товары (услуги).
Кроме того, введены такие санкции, как дисквалификация должностного лица сроком до трех лет и взыскание излишне полученной выручки в двукратном размере при завышении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок) на продукцию, товары, услуги. Введены санкции по наложению административного штрафа за непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязанность представления таких сведений предусмотрена нормативно-правовыми актами.
Все названные изменения позволят улучшить профилактику нарушений порядка ценообразования, существенно усилить эффективность механизма ответственности за такие правонарушения, а также повысить прозрачность деятельности органов власти в области установления и применения тарифов.

— И последний вопрос: расскажите, как осуществляется контроль в регионах России?
— Учитывая итоги 2008 года, который практически стал первым годом реализации контрольных функций в полном объеме, необходимо отметить, что мероприятия, проводимые органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного тарифного регулирования, не могут обеспечить комплекс мер, позволяющих создать условия по снижению тарифной нагрузки на конечных потребителей.
Во многих регионах осуществление контрольных функций сводится к обычному рассмотрению обращений организаций и граждан. В связи с этим хотелось бы отметить ситуацию, складывающуюся в жилищно-коммунальном комплексе, где создаются управляющие компании, которые посредством реализации своей финансово-экономической деятельности извлекают необоснованную прибыль за счет завышения платежей при расчете с потребителями. И это только один из вопросов, который требует безотлагательного решения именно региональными регулирующими органами в рамках реализации контрольных функций.

Материал подготовила Ольга ГОРШЕНИНА
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений