Напомним, что в целях исполнения Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, Бюджетного послания Президента Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2010-2012 годах» Минфин России разработал проект Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Аудиторы Счетной палаты РФ (далее — Палата), в целом поддерживая необходимость повышения эффективности бюджетных расходов, указали на существенные недостатки этого документа. Так, в первую очередь они отметили, что основные положения проекта Программы выходят далеко за рамки вопроса повышения эффективности бюджетных расходов и затрагивают сферы полномочий Федерального Собрания РФ, Совета безопасности РФ, Счетной палаты РФ, Минэкономразвития России, Росимущества и т. д., при этом расширяя компетенцию Минфина России.
Так, например, предлагается закрепить за Палатой и контрольно-счетными органами три формы бюджетного аудита: аудит законности, аудит бюджетной отчетности и аудит эффективности. При этом Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований наделяются исключительными полномочиями по проведению предварительного контроля с применением санкций и контролем бюджетных обязательств ко всем получателям бюджетных средств. Росфиннадзору же отводится главная роль в проведении последующего бюджетного контроля. Также за ним закрепляются исключительные полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях в бюджетной сфере. По мнению аудиторов Палаты, такое реформирование системы государственного (муниципального) финансового контроля не только не решит давно назревшие проблемы в данной сфере, но и вступает в противоречие с конституционным принципом разделения властей, и усугубляет параллелизм и дублирование в работе контрольных органов.
Аудиторы палаты отмечают, что внедрение программно-целевого принципа бюджетного планирования и переход к программному бюджету является правильным шагом. Но предлагаемые проектом Программы принципы разработки и реализации долгосрочных целевых программ (ДЦП) основываются на управлении «от ресурсов» (затрат), а не «от целей», что не обеспечит в полной мере переход к бюджетированию, ориентированному на результат, и модернизацию экономики страны. Кроме того, одновременное реформирование государственных (муниципальных) учреждений и бюджетного процесса при отсутствии широкой практики применения программно-целевых методов бюджетного планирования усиливают риски некачественного и несвоевременного проведения реформ и значительного снижения прозрачности бюджетных расходов.
Меры, предлагаемые Минфином России для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы РФ, наряду со стабилизирующими функциями могут привести к возникновению дополнительных рисков, связанных, например, с резервированием значительных объемов доходов бюджета в ущерб развитию экономики. Так, использование для целей бюджетного планирования консервативного макроэкономического прогноза вместо умеренно оптимистического варианта приведет к значительному занижению величины доходов федерального бюджета. В свою очередь это отразится на финансировании тех расходов, которые способствуют переходу российской экономики к инновационному, социально-ориентированному типу развития. Одновременно проект Программы предусматривает исключение из Бюджетного кодекса РФ требований об обязательном внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в случае получения дополнительных доходов.
Журнал "Бюджет", апрель 2010 г.