Финансовый контроль и стабильность государства

 15.06.2012       12565

финансовый контроль
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам провел 17 апреля 2012 года совещание на тему «О состоянии контрольно-аналитической работы в РФ и роли органов финансового контроля в обеспечении стабильности государства».

Один из главных вопросов повестки дня — как состояние контрольно-аналитической работы сказывается на стабильности государства и какова в этом роль органов финансового контроля. К сожалению, пока не достигнуто достаточное взаимопонимание между различными органами государственной власти. В этих условиях органам финансового контроля необходимо проводить работу в инициативном порядке, информировать органы власти о тех рисках, которые существуют на пути к целям, поставленным в стратегических документах. Но главное — нужно разрабатывать новые, единые подходы и методы контроля, которые поспособствуют тому, чтобы представители разных ведомств говорили на одном языке.

Интересы власти и общества совпадают

В. П. Горегляд, заместитель председателя Счетной палаты РФ, в своем выступлении сказал, что в настоящее время граждане многих стран проявляют большую заинтересованность в том, чтобы власти прозрачно и эффективно распоряжались вверенными народом государственными средствами. Россия не является исключением. В этой ситуации помимо введения новаций важно добиться более эффективной работы уже действующих конституционных государственных институтов, а именно органов финансового контроля РФ. За последний период времени они прошли достаточно большой путь развития, переходя от советской командно-административной системы управления экономикой к новым рыночным условиям. На сегодняшний день правительственные органы государственного финансового контроля, включая Счетную палату, представляют собой уже совершенно иные учреждения, нежели те, которые были в 1995 году на момент принятия Закона № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Обществу исключительно важно иметь квалифицированные институты, которые формулируют объективную, независимую от органов исполнительной власти профессиональную точку зрения на социально-экономические процессы. С другой стороны, органы государственной власти тоже заинтересованы в эффективном инструменте обратной связи, чтобы иметь возможность оперативно оценивать реакцию объектов управления на те или иные законодательные инициативы. И в этом смысле интересы власти и общества совпадают.

Инструменты и методы

В. П. Горегляд с удовлетворением отметил, что в последние годы Счетной палате удалось определиться с исполнительной властью в одном принципиальном вопросе. Речь идет о разделении государственного финансового контроля на внутренний и внешний. До сих пор существовало достаточно много различных точек зрения, которые методологически не позволяли выстроить сбалансированную систему. Теперь же такая возможность появится. Органы внутреннего финансового контроля непосредственно вовлечены в процесс управления деятельностью организаций — получателей бюджетных средств. Внешний контроль является более системным и обобщающим. Он включает в себя и ту работу, которую должны проводить органы внутреннего финансового контроля, и позволяет делать системные выводы и предложения, касающиеся в целом эффективности государственного управления, в том числе достаточности и полноты законодательной базы. При такой организации можно будет сократить затраты труда на осуществление контрольной деятельности, уменьшить излишнее давление на органы государственного управления, бизнес (с точки зрения избыточного контроля), а также повысить эффективность аналитической работы.

Одна из проблем, на которую обратил внимание В. П. Горегляд, — излишняя централизация статистической и аналитической базы РФ. Ни Счетная палата, ни другие контрольные органы не имеют никаких альтернативных источников информации помимо Росстата. Демократический бюджетный процесс должен строиться на основе сопоставления различных точек зрения. Несмотря на то что некоторый прогресс в этой области происходит, у контрольных органов сейчас нет возможности создать собственную макроэкономическую модель, которая позволила бы парламенту принимать более осознанные решения, основываясь на альтернативных взглядах на проблему. С одной стороны, необходимо законодательно расширять возможности контрольных органов, а с другой — формировать их собственный инструментарий.

М. И. Бесхмельницын, аудитор Счетной палаты РФ, подчеркнул, что важный момент, который должен быть реализован в работе контрольно-счетных органов, — повышенное внимание к выявлению рисков и управлению ими. Мы живем в рыночной экономике, и кризисы в ней неизбежны. Но их можно и нужно прогнозировать. Также М. И. Бесхмельницын назвал наиболее перспективным направлением деятельности контрольных органов проведение аудитов эффективности. Работа Счетной палаты показывает, что в ходе этих проверок выявляются не только резервы, которые можно успешно реализовать в бюджетной сфере и тем самым улучшить деятельность хозяйствующих субъектов, но и риски, которые необходимо фиксировать и которыми необходимо управлять.

Совершенствование законодательства

Для укрепления системы государственного финансового контроля и повышения ее авторитета необходимо законодательно определить место и полномочия всех органов финансового контроля (по линии как законодательной, так и исполнительной власти). Положительную роль сыграло бы создание при Президенте РФ координационного совета руководителей органов государственного контроля. Также проблематичным остается вопрос структуры и иерархии контрольных органов в системе государственного финансового контроля. Этот аспект до сих пор не упорядочен. Причина тому — отсутствие утвержденной единой концепции и федерального закона о государственном финансовом контроле в РФ.

В последние годы Счетная палата РФ ощущает гораздо более высокую, чем прежде, заинтересованность в своей работе как руководства страны, так и государственных органов. Усилилось взаимодействие Счетной палаты с контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований. Положительную роль сыграл Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», который дал старт новому этапу развития внешнего государственного и муниципального контроля в стране. Данный закон успешно выполняет свою миссию по унификации и повышению эффективности системы внешнего финансового контроля. Тем не менее правовая база деятельности Счетной палаты требует существенного обновления и уточнения.

К настоящему моменту разработан проект новой редакции принятого еще в 1995 году Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации». Законопроектом Счетной палате РФ придается статус постоянно действующего высшего органа внешнего государственного аудита (контроля). Одна из актуальных на сегодня проблем — параллелизм и дублирование, которые существуют в поле контроля за расходованием бюджетных средств. Придание Счетной палате статуса высшего органа финансового контроля и статуса органа, осуществляющего государственный аудит, поможет исключить данную проблему. В связи с этим расширен круг задач Счетной палаты, среди которых оценка законности и эффективности деятельности органов исполнительной власти по формированию, управлению и распоряжению государственными ресурсами, содействие реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития страны. Среди нерешенных задач остается и необходимость законодательного закрепления за Счетной палатой права на проведение не только стратегического аудита, но и аудита эффективности, проектного и контрольного аудита.

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений