Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно

На страже государственной казны

 24.04.2013       22606
На страже государственной казны

Об итогах ревизий и проверок использования бюджетных средств, о наиболее типичных нарушениях рассказывает заместитель руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Эли Абубакарович ИСАЕВ.

— Эли Абубакарович, что говорит ваша статистика, какие нарушения в бюджетной сфере являются самыми распространенными?

— В 2012 году Росфиннадзором и его территориальными органами проведено более 15,7 тысячи ревизий и проверок в финансово-бюджетной сфере. В результате этих мероприятий выявлены нарушения при использовании почти 750 миллиардов рублей, из них около 643 миллиардов — средства федерального бюджета. С учетом нарушений были израсходованы более 25 процентов от проверенных средств федерального бюджета, в 2011 году данный показатель составил 20,3 процента.

Объем денежных средств и материальных ресурсов, использованных с нарушением принципа эффективности, составил около 46 миллиардов рублей и по сравнению с 2011 годом снизился на 2,3 процента. Объем неправомерно использованных средств составил порядка 35,5 миллиарда рублей (в том числе 3,15 миллиарда использовано не по целевому назначению) и в сравнении с 2011 годом возрос на 7,7 процента. Сумма недопоступивших платежей в бюджеты различных уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в 2012 году снизилась по сравнению с 2011 годом на 63,6 процента и составила 2,27 миллиарда рублей.

Значительно увеличился объем выявленных нарушений, выразившихся в расхождении фактического наличия денежных средств и материальных ресурсов с данными бухгалтерского учета (с чуть более 2 миллиардов рублей в 2011 году до почти 10 миллиардов в 2012 году). Кроме того, распространенными нарушениями стали искажение отчетных данных (занижение стоимости оборудования и инвентаря в результате того, что вовремя не проводится переоценка), неоприходование товарно-материальных ценностей, неправильное начисление амортизации, наличие неучтенной и просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, неправильное отнесение расходов на соответствующие счета бухгалтерского учета. Имели место арифметические ошибки в учете, нарушение правил ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами, превышение объемов денежных обязательств, принятых и подлежащих оплате, над лимитами бюджетных обязательств. Объем такого рода нарушений в сравнении с 2011 годом возрос на 51,1 процента и составил 656,32 миллиарда рублей.

— Что чаще является причиной нарушений — коррупционная составляющая или недостаточный уровень квалификации специалистов?

— Хочу отметить, что выявление признаков коррупционной составляющей не относится к компетенции Росфиннадзора. Однако во исполнение требований Указа Президента РФ от 3 марта 1998 г. № 224 «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики», а также в соответствии с совместным приказом Минфина, МВД и ФСБ России от 7 декабря 1999 г. № 89н/1033/717, утвердившим положение о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов данных ведомств и Генеральной прокуратуры при назначении и проведении ревизий (проверок), материалы контрольных и надзорных мероприятий, в ходе которых выявлены нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере, направляются в правоохранительные органы. Так, по результатам контрольно-надзорных мероприятий в 2012 году в прокуратуру и другие правоохранительные органы направлено почти 6,6 тысячи материалов по нарушениям в использовании 647,7 миллиарда рублей, из них средств федерального бюджета — 557,5 миллиарда.

Могу сделать вывод: во многих случаях нарушения в финансово-бюджетной сфере (а именно нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, порядка учета государственного имущества и ведения реестра федерального имущества) связаны с недостаточным знанием должностными лицами проверяемых Росфиннадзором организаций и учреждений нормативных правовых актов, а также с постоянным внесением изменений и дополнений в законодательные акты и нормативные правовые документы, регулирующие финансово-бюджетную сферу, изменений и дополнений.

— В 2012 году Росфиннадзор проверял соблюдение российскими регионами бюджетного законодательства при формировании и исполнении бюджетов субъектов РФ, заключивших соглашения с Минфином России о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в региональные бюджеты. Расскажите, пожалуйста, об итогах данных проверок.

— В 2012 году нашей службой проведены проверки по данному направлению в республиках Алтай, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Северная Осетия — Алания, Тыва, Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках, в Камчатском крае и Чукотском автономном округе. Выявлены нарушения законодательства РФ при расходовании средств региональных бюджетов на общую сумму 4,6 миллиарда рублей, из них средства федерального бюджета составили 3,4 миллиарда, средства бюджетов субъектов РФ — 1,2 миллиарда.

Нецелевое расходование при этом составило 72,4 миллиона рублей, из них средства федерального бюджета — 45,5 миллиона, средства бюджетов субъектов РФ — 26,9 миллиона. Выразилось нецелевое расходование в несанкционированном перераспределении средств с одного кода классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) на другой и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения. Выявлены переплата и перерасход денежных средств и материальных ценностей на сумму почти 1,2 миллиарда рублей, из них средства федерального бюджета — около 1,17 миллиарда, средства бюджетов субъектов РФ — 19 миллионов рублей. Переплата и перерасход произошли в результате оплаты фактически не выполненных объемов работ и не оказанных услуг, оплаты выполненных работ, услуг по завышенной стоимости, осуществления денежных выплат, пособий, грантов за счет средств субсидий, субвенций, иных средств, сверх установленных норм, ненадлежащему получателю с нарушением требований законодательства.

Перечисление авансовых платежей сверх размеров, установленных законодательством РФ, неосвоение бюджетных средств и кредитов (при наличии потребности в их использовании), неперечисление в доходы бюджета субъекта РФ не использованных на конец финансового года бюджетных средств, потребность в которых не подтверждена главными распорядителями бюджетных средств, и использование их на текущие расходы 2011 года, осуществление не предусмотренных законодательством, государственными контрактами авансовых платежей в бюджеты, государственные внебюджетные фонды при отсутствии налогооблагаемой базы, иным получателям привели к неэффективному использованию 2,16 миллиарда рублей. Недопоступление в бюджеты субъектов РФ из-за того, что не были перечислены средства от реализации и использования имущества, арендной платы, пеней, штрафов, составило 13,4 миллиона рублей.

Кроме того, выявлены факты невыполнения обязательств, принятых субъектами РФ по софинансированию расходов. В Республике Алтай — на сумму 1,1 миллиона рублей, в Дагестане — 886,7 миллиона рублей, в Карачаево-Черкесской Республике — 243 миллиона рублей, в Северной Осетии — Алании — 103,8 миллиона рублей, в Республике Тыва — 36,8 миллиона рублей, а также искажения отчетных данных и нарушения правильности ведения бюджетного учета.

По фактам нецелевого использования субсидий из федерального бюджета, выявленным в республиках Алтай, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, составлены протоколы об административном правонарушении и вынесены постановления о наложении штрафных санкций. В доход федерального бюджета взысканы штрафы в общей сумме 100 тысяч рублей.

Руководителям учреждений и организаций, допустившим финансовые нарушения, направлены представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса и предписания для принятия необходимых мер по их устранению и пресечению. Главам Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики и руководителям финансовых органов регионов направлены информационные письма о результатах проверок исполнения бюджетов субъектов РФ, представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса и предписания с предложениями по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц.

Данные контрольных мероприятий по исполнению бюджетов республик Алтай, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Северная Осетия — Алания, Тыва, Карачаево-Черкесской Республики направлены в органы прокуратуры. Материалы проверки исполнения бюджета Республики Дагестан направлены в региональное министерство внутренних дел. В результате устранены финансовые нарушения на общую сумму 346,3 миллиона рублей. По материалам проверок прокуратурой Республики Ингушетия вынесено 12 представлений, в следственные органы региона направлено восемь материалов для решения вопроса об уголовном преследовании, возбуждено семь дел об административном правонарушении.

— О чем говорят проверки исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ в части предоставленных им из федерального бюджета субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение?

— В 2012 году проведены проверки соблюдения бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также исполнения консолидированных бюджетов 21 субъекта РФ в части предоставленных из федерального бюджета субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов. Проверялась деятельность органов исполнительной власти регионов, муниципальных образований и подведомственных им получателей бюджетных средств за 2011 год.

Остатки неиспользованных средств субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, выделенных в 2011 году из федерального бюджета бюджетам 21 субъекта РФ, проверенных Росфиннадзором, на 1 января 2012 года составили чуть более 65 миллиардов рублей. Причины образования остатков были следующими. Во-первых, отсутствие потребности в средствах на мероприятия в рамках переданных полномочий. Во-вторых, позднее поступление средств из федерального бюджета и их доведение до получателей, а также несвоевременное представление получателями соответствующих документов. В других случаях свою роль сыграли неполное выполнение или приостановление работ, длительность проведения конкурсных процедур и экономия в результате их реализации, смена подрядной организации, длительный процесс согласования и проведения предварительных работ (государственная экспертиза проектной документации, археологические исследования), снижение количества обращений граждан (юридических лиц) за выплатами (компенсациями).

Проверено использование 71,9 миллиарда рублей (28,8 процента от кассового исполнения). Выявлены нарушения законодательства РФ при использовании 1,29 миллиарда рублей средств субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов (1,8 процента от проверенных средств). Нецелевое использование средств федерального бюджета выразилось в основном в направлении бюджетных средств и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения (20,4 миллиона рублей).

Переплата и перерасход денежных средств выразились в основном в оплате фактически не выполненных объемов работ (363,2 миллиона рублей), излишней выплате заработной платы, премий, материальной помощи, надбавок, компенсаций (22,3 миллиона рублей), расходовании бюджетных средств на оплату работ и услуг без оправдательных документов (3,2 миллиона рублей). К неэффективному использованию бюджетных средств в основном привело перечисление авансовых платежей сверх размеров, установленных законодательством РФ (163,9 миллиона рублей). Или, например, в результате проверок выясняется, что не достигнуты показатели результативности, на основе которых оценивается эффективность использования субсидии (116,4 миллиона рублей). Неиспользование приобретенного оборудования и других материальных ценностей привело к неэффективному использованию 74,6 миллиона руб­лей.

Были выявлены факты невыполнения условий софинансирования субъектами РФ при осуществлении расходных обязательств (38,7 миллиона рублей), принятия денежных обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств (6,9 миллиона рублей), переселения граждан, проживающих в жилых домах, не включенных в реестр жилых домов, подлежащих сносу в 2011 году (6 миллионов рублей).

В Пермском, Ставропольском краях, Амурской, Калининградской, Калужской, Самарской, Свердловской, Смоленской, Тульской областях, Еврейской автономной области несвоевременно произведен возврат неиспользованных остатков средств субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов в доход федерального бюджета. В Тверской области допущено превышение предельного размера дефицита бюджета на 1,57 процента в сумме 421,7 миллиона рублей.

Выявлены факты нарушения требований Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и приказа Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению». Такие нарушения зафиксированы в Республике Татарстан, Забайкальском крае, Нижегородской, Амурской, Калининградской, Костромской, Саратовской, Свердловской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ульяновской областях, Еврейской автономной области. В Пермском крае, Калининградской, Костромской, Саратовской, Тверской, Тульской, Ульяновской областях выявлены факты нарушения требований Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В Забайкальском, Ставропольском краях, Калининградской, Самарской, Смоленской, Тульской областях обнаружены недостатки в деятельности региональных органов исполнительной власти по осуществлению финансового контроля.

В результате восстановлено в доход федерального бюджета 100 тысяч рублей. Оплаченные некачественно выполненные работы на сумму 400 тысяч рублей выполнены надлежащим образом. Подрядными организациями выполнены объемы работ, ранее оплаченные, но фактически не выполненные, на сумму 1,4 миллиона рублей. Восстановлена по бюджетному учету дебиторская задолженность в сумме 8,9 миллиона рублей (оплата фактически не выполненных подрядчиком объемов работ).

— Эли Абубакарович, Президент РФ В. В. Путин еще несколько лет назад назвал систему жилищно-коммунального хозяйства одной из наиболее коррумпированных. В противодействие разворовыванию бюджетных средств была разработана Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства, создан Фонд содействия реформированию ЖКХ. Но позволяют ли эти меры прекратить расхищение государственных средств?

— Федеральная служба проводит контрольные мероприятия по проверке соблюдения законодательства РФ, в том числе Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», органами исполнительной власти субъектов РФ, муниципальных образований, подведомственными им и иными организациями при предоставлении и использовании средств финансовой поддержки на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Проверки ежегодно проводятся во всех субъектах РФ, за исключением Чеченской Республики и города Москвы. Объекты проверки определяются исходя из результатов оценки рисков на основе анализа жалоб граждан и организаций, обращений и сообщений правоохранительных, контролирующих органов и средств массовой информации, результатов предыдущих проверок и работы по устранению выявленных нарушений.

По результатам проведенных в 2012 году проверок Росфиннадзором выявлены нарушения законодательства при расходовании около 1,1 миллиарда рублей. 10,5 миллиона из средств Фонда ЖКХ было направлено на цели, не соответствующие условиям их получения. Переплата и перерасход денежных средств и материальных ценностей на сумму 65,6 миллиона рублей связаны с оплатой фактически не выполненных объемов работ. На неоказанные услуги и оплату выполненных работ и оказанных услуг по завышенным расценкам направлено почти 19 миллионов рублей. На строительство жилья, стоимость квадратного метра которого больше, чем предусмотрено региональными адресными программами, использовано более 16 миллионов рублей. Неэффективно использованы 180 миллионов рублей бюджетных средств при перечислении авансов сверх установленных законодательством РФ размеров и непредусмотренных договорами. 62,7 миллиона рублей использованы на оплату некачественно выполненных работ, которые не соответствуют требованиям технической документации. Также выявлены финансовые нарушения, выразившиеся в непринятии мер по взысканию неустойки за невыполнение условий государственных (муниципальных) контрактов (36,2 миллиона рублей), оплате работ, услуг и осуществлении расходов без смет расходов на капитальный ремонт или документов, подтверждающих ввод жилых домов в эксплуатацию (224 миллиона рублей).

По результатам реализации материалов проверок подрядными организациями возмещены 7,7 миллиона рублей средств фонда; выполнены работы по капитальному ремонту многоквартирных домов на 15,4 миллиона рублей, которые ранее были получены за невыполненные объемы работ; внесены исправления в бухгалтерский учет на сумму 53,2 миллиона рублей. Следует отметить, что реализацию материалов проверок затрудняет отсутствие нормативных правовых актов, определяющих механизмы возмещения средств фонда, использованных с нарушением законодательства, и привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших неправомерное использование средств.

— Руководитель Росфиннадзора А. В. Смирнов, выступая на итоговой коллегии Федерального казначейства, отметил, что это ведомство давно не подвергалось проверкам службы финансово-бюджетного контроля. По его словам, тому есть веские причины: проверки, которые проводились ранее, показали абсолютную бесперспективность поиска серьезных нарушений. Есть ли в вашей службе некий белый список, в котором значатся ведомства, регионы, реже других вызывающие нарекания контролеров? И в продолжение разговора, какими принципами руководствуется служба при планировании объектов проверок?

— Ни о каких белых списках, конечно, речь идти не может. Все получатели бюджетных средств и участники бюджетного процесса подконтрольны Федеральной службе финансово-бюджетного надзора. При планировании контрольных мероприятий Росфиннадзор руководствуется несколькими критериями, такими, например, как:

законность, своевременность, периодичность проведения контрольных мероприятий;

конкретность, актуальность и обоснованность планируемых ревизий;

степень обеспеченности ресурсами (трудовыми, техническими, материальными и финансовыми);

реальность сроков выполнения, определяемая с учетом всех возможных временных затрат (например, согласование и т. д.);

реальность, оптимальность планируемых мероприятий, равномерность распределения нагрузки (по временным и трудовым ресурсам);

экономическая целесообразность проведения ревизий (экономическая целесообразность проведения ревизии определяется по каждой ревизии исходя из соотношения затрат на ее проведение и суммы средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов, планируемых к проверке);

наличие резерва времени для выполнения внеплановых ревизий (проверок).

Если органы ведомственного финансового контроля объектов, подконтрольных Росфиннадзору, на высоком профессиональном уровне проводят контрольные мероприятия использования средств и имущества в подведомственных им организациях и учреждениях, то после выполнения службой надзорной функции в отношении органов ведомственного финансового контроля возможно сделать вывод об экономической целесообразности проведения Росфиннадзором проверок у получателей средств федерального бюджета. Это применимо и к Федеральному казначейству.

— Какую роль в планировании проверок играет телефон доверия? Вы анализировали, на кого и по какому поводу чаще всего жалуются наши граждане?

— В соответствии с Инструкцией по организации работы телефона доверия в центральном аппарате Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных управлениях мониторинг сообщений осуществляется круглосуточно. Информация, поступившая на телефон доверия, представляется руководителю Росфиннадзора. По итогам ее рассмотрения могут приниматься решения о проведении проверок по изложенным в обращениях жалобам. Но до сих пор поступавшие обращения касались единичных фактов деятельности тех или иных организаций, поэтому до настоящего времени таких решений не принималось.

— Законопроект о ФКС находится на подписи у Президента РФ. Ваша оценка законопроекта с точки зрения его антикоррупционной составляющей?

— Положениями законопроекта «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд» конкретно не определено, что именно Росфиннадзор осуществляет контроль в сфере закупок. В то же время пунктом 3 статьи 99 указанного законопроекта установлено, что контроль в сфере закупок осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.

Если Правительство РФ возложит на Росфиннадзор функцию контроля в сфере закупок, оценка закона с точки зрения его антикоррупционной составляющей будет возможна только по результатам его практического применения в сравнении с действующим в настоящее время Федеральным законом № 94-ФЗ.

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений