Эли Абубакарович ИСАЕВ, заместитель руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
Новый закон о контрактной системе в сфере закупок направлен на повышение эффективности и результативности закупочных процедур, гласности и прозрачности их осуществления, а также на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в данной сфере.
Следует отметить, что создающаяся в целях реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №
Необходимо обратить внимание на то, что создание единой информационной системы, а также интегрированных с ней информационных систем в субъектах РФ потребует существенных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ. Поэтому уже сегодня перед управлением информации и модернизации государственного финансового контроля и финансовым управлением Росфиннадзора стоит задача определить необходимый программный продукт и объем средств для его разработки и последующего внедрения в службе финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органах.
По предварительной информации Федерального казначейства, за 2012 год объем контрактируемых расходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составил более 5,5 трлн руб. В законе о контрактной системе понятие об эффективности закупки не прописано. В то же время эффективной можно считать ту закупку, при которой использован конкурентный способ определения поставщика и соблюден баланс качества и цены. Для того чтобы соотношения этих параметров можно было отследить, в новом законе предусмотрен комплекс мер.
Главной гарантией повышения эффективности закупок будет прозрачность всех процедур и возможность общественного контроля. Так, например, в рамках Закона №
В соответствии с Законом №
· готовить предложения по совершенствованию законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок;
· направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;
· осуществлять независимый мониторинг и оценку эффективности закупок, в том числе оценивать процедуры закупок и результаты исполнения контрактов в части их соответствия требованиям настоящего федерального закона;
· обращаться от своего имени в государственные органы и органы местного самоуправления с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с настоящим федеральным законом;
· обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы заказчика, контрактных управляющих признаков состава преступления;
· обращаться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством РФ.
В целях общественного контроля Правительством РФ устанавливаются случаи обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ и услуг и порядок их проведения. Поэтому в нормативных правовых актах, которые будут изданы, полагаем целесообразным предусмотреть санкции за непроведение заказчиком обязательного общественного обсуждения: вынесение представления или предписания, штрафные санкции, аннулирование результатов закупок и др.
Закон №
Закон №
· реестр банковских гарантий;
· реестр (библиотека) типовых контрактов;
· реестр участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке (ведется оператором электронной площадки).
Нововведением Закона №
Порядок осуществления контроля соответствующими органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в сфере закупок, устанавливаемый Правительством РФ, должен предусматривать:
· основания, порядок организации, предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок субъектов контроля и оформление результатов таких проверок;
· порядок, сроки направления, исполнения, отмены предписаний органов контроля;
· перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок, их права, обязанности и ответственность;
· порядок действий органов контроля, их должностных лиц при неисполнении субъектами контроля предписаний органов контроля, а также при получении информации о совершении субъектами контроля действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения или уголовного преступления;
· порядок использования единой информационной системы, а также ведения документооборота в единой информационной системе при осуществлении контроля.
Субъектами контроля в сфере закупок являются заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, комиссии по осуществлению закупок и их члены, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок, в отношении которых проводятся плановые и внеплановые проверки. В отношении каждого субъекта контроля, в том числе действующих на постоянной основе комиссий по осуществлению закупок, плановые проверки проводятся контрольным органом в сфере закупок не реже чем один раз в шесть месяцев. Внеплановая проверка проводится в случае обращения участника процедуры закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, поступления информации о нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а также в целях осуществления контроля за исполнением предписаний.
При выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок или в результате рассмотрения жалобы о нарушениях законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе:
· составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению;
· выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
· обращаться в суд, арбитражный суд с иском о признании осуществленной закупки недействительной в соответствии с Гражданским кодексом.
Органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля осуществляют контроль в части:
· соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 17 Закона №
· нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 18 Закона №
· определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при формировании планов-графиков;
· применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
· соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
· своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
· соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги обоснованию соответствующей закупки.
Важно отметить, что совершенствование существующей системы закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд должно обеспечить законодательное единство всего цикла государственных и муниципальных закупок. Кроме того, переход к системному, многоэтапному и более гибкому регулированию данных процессов сделает возможным экономию бюджетных средств и дополнительное финансирование приоритетных направлений бюджетной политики за счет высвобождающихся финансовых ресурсов.