Переход к программно-целевым методам управления сопровождается трансформацией действующей системы органов Г(М)ФК1. Продолжается процесс формирования новой методологии работы в соответствии с законами №
Распределение полномочий
Первый шаг — это выбор организационной схемы: создание отдельного органа внутреннего Г(М)ФК или наделение такими полномочиями финансового органа, а также определение подчиненности такого органа ОИВ или должностному лицу. Закон №
Г(М)ФК, поэтому в соответствии с новыми полномочиями необходимо разработать методологию контроля бюджетного законодательства, методологию мониторинга исполнения госпрограмм и соответствующие регламенты (порядки).
Целесообразно заложить в основу системы внутреннего Г(М)ФК набор инструментов, обеспечивающих формирование единых информационных ресурсов и развертывание расширенной схемы информационных потоков контрольного органа и иных органов власти: контрольно-счетных, финансовых, казначейских, правоохранительных и др. Решение этой задачи мы предлагаем осуществлять с помощью нашей передовой разработки — программного комплекса «Финконтроль-СМАРТ».
Квалификация нарушений
Вопрос классификации нарушений требует детальной проработки, однако на сегодняшний день пока нет базового федерального классификатора и, что еще важнее, не разработаны методические указания по квалификации выявленных нарушений. В качестве базового можно использовать классификатор Росфиннадзора (документ должен быть обновлен в ближайшее время), исключив из него неприменимые на региональном и местном уровне позиции.
В программном комплексе «Финконтроль-СМАРТ» на классификаторе нарушений строится обобщенный статистический анализ показателей контрольной работы и, таким образом, реализуется важнейший инструмент регуляции системы Г(М)ФК. Единая база данных хранит полную информацию о квалификации выявленных нарушений, что позволяет впоследствии сопоставить сходные ситуации, проверить корректность квалификации нарушений и адекватность предпринятых мер по всему перечню проведенных контрольных мероприятий.
Риск-ориентированное планирование
По данным Росфиннадзора, доля результативных проверок по итогам 2013 года достигла лишь 50%, а по ряду субъектов РФ более 70% проверок не принесли результатов. Повышения числа результативных проверок федеральная служба планирует добиться путем внедрения современных методов отбора объектов проверок, в том числе с применением риск-ориентированного подхода.
Суть риск-ориентированного планирования заключается в определении приоритетных предметов и объектов контроля с учетом направлений использования бюджетных средств, по которым наиболее вероятно наличие существенных финансовых нарушений. Как правило, такая практика работы и сейчас имеет место, однако она не оформлена в виде целостной методики управления рисками, которая должна быть ориентирована не только на последующий контроль, но и на превентивное снижение рисков, например путем аналитической экспертизы проектов нормативно-правовых актов, в том числе путем комплексного анализа государственных (муниципальных) программ на этапе рассмотрения бюджетов.
Неразрывно с тематикой повышения эффективности планирования связан вопрос исключения дублирования проверок различными контрольными органами. На практике часто возникает проблема: один и тот же объект может подвергаться многократным дублирующим проверкам. Для ее устранения целесообразно осуществлять координацию процессов планирования контрольной работы органов внешнего и внутреннего
Г(М)ФК, чтобы разносить контрольные мероприятия по вопросам проверок и по времени их проведения.
Программный комплекс «Финконтроль-СМАРТ» реализует различные модели риск-ориентированного планирования. Параметрами таких моделей могут быть, например, статистика контрольных мероприятий и нарушений за предыдущие периоды, информация, получаемая из финансово-казначейских органов, и другие информационные ресурсы.
Внутренний финансовый контроль и аудит
Следующий шаг — это включение в практику работы органов власти внутреннего финансового контроля и аудита (ст. 160.2 БК РФ). Для этого определяется единый порядок осуществления ВФК2 и ВФА3 как в системе главного администратора бюджетных средств, так и в государственном (муниципальном) учреждении. Высокая эффективность ВФК и ВФА является одним из основных условий для повышения качества финансового менеджмента администратором бюджетных средств. В конечном счете процессами контроля должны быть охвачены все аспекты деятельности отраслевых органов власти и государственных (муниципальных) учреждений.
Орган Г(М)ФК должен осуществлять мониторинг эффективности процессов ВФК и ВФА. В том числе на этапе планирования проведения проверок и ревизий должно проводиться обследование систем внутреннего финансового контроля и аудита всех главных администраторов бюджетных средств. Программный комплекс «Финконтроль-СМАРТ» позволит обеспечить эффективное решение этой задачи. Контрольные подразделения главных администраторов подключаются к единой информационной системе, решающей задачи:
- риск-ориентированного планирования внутреннего финансового аудита;
- автоматизации учета и исполнения процедур внутреннего аудита;
- оценки качества внутреннего финансового контроля и аудита на основе установленных количественных показателей эффективности.
Оценка системы контроля
Вопросы оценки эффективности функционирования системы Г(М)ФК целесообразно рассматривать как с точки зрения статистического анализа, так и в контексте оценки полноты и качества контрольной работы. Соответствующая методика и оценочные показатели также должны быть отражены в разработанных методических документах.
Предлагаемый нами подход — не просто расчет оценочных показателей по итогам отчетного периода, а создание полноценной системы оперативного мониторинга и анализа эффективности системы Г(М)ФК и систем внутреннего финансового контроля и аудита администраторов. Аналитические инструменты программного комплекса «Финконтроль-СМАРТ» позволяют в реальном времени рассчитывать статистические и качественные оценочные показатели, а также производить их структурную расшифровку в разрезе муниципальных образований, отраслей, видов нарушений и т. п.
Контроль в сфере закупок
Законом №
Важно отметить, что для обеспечения деятельности уполномоченного органа по контролю в сфере закупок, необходима полноценная система мониторинга государственных закупок. Результаты мониторинга могут применяться в том числе и для реализации мероприятий профилактического характера (превентивных мер).
Заключение
Далеко не все методологические вопросы в отношении реализации законов №
Г(М)ФК, внутреннего финансового контроля и аудита, активно обсуждается на рабочей группе Минфина России и на портале 252fz.ru. Направления развития определены в Программе повышения эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года.
Компания «Кейсистемс» готова поделиться своим опытом и предложить различные варианты сотрудничества. Нашими клиентами по направлению финансового контроля сегодня являются Росфиннадзор России, региональные органы Г(М)ФК и счетные палаты. Общий опыт работы в данной сфере превышает 10 лет.