Государственная казна должна быть неприкосновенна

 28.07.2014       7414
Государственная казна должна быть неприкосновенна

Сергей Иванович, в августе прошлого года внесены изменения в Бюджетный кодекс в части госфинконтроля. В правительстве Ростовской области вы как вице-губернатор курируете этот блок. Расскажите, как законодательные изменения повлияли на сложившую­ся региональную систему финансового контроля.

— В Ростовской области задолго до вступления в силу поправок в Бюджетный кодекс был реализован комплекс мер по развитию именно внутреннего государственного финансового контроля. Уже в 2010 году была сформирована необходимая правовая основа для контрольной деятельности органов исполнительной власти и создан специальный самостоятельный орган — Управление финансового контроля Ростовской области — Ростфинконтроль, который теперь для правительства области и в целом для системы органов исполнительной власти региона является дополнительным инструментом обеспечения собственной безопасности.

Поэтому на момент принятия поправок мы были готовы к реализации практически всех новых форм госфинконтроля. Еще в 2010 году создана и успешно внедрена система предварительного финансового контроля приоритетных расходов областного бюджета. Суть ее в том, что средства областного бюджета поступали в распоряжение министерств и ведомств только после проверки Ростфинконтролем наличия всех подтверждающих документов (рис. 1).

В рамках этой системы весь документооборот и информационное взаимодействие Ростфинконтроля с минфином области и главными распорядителями осуществлялись только в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи. Всем сотрудникам этих ведомств на рабочих местах были установлены личные электронные кабинеты в системе электронного документооборота. Внедрение такой системы финансового контроля считал и считаю одним из успешных примеров инноваций в сфере государственного управления.

С начала текущего года предварительным контролем в рамках санкционирования согласно нормам Бюджетного кодекса занимается министерство финансов Ростовской области — наш главный методолог в финансово-бюджетной сфере. Наработанный в течение четырех лет опыт позволил минфину достаточно плавно с 2014 года перейти к полномасштабному санкционированию всех расходов областного бюджета.

— В чем преимущество использования электронных технологий при осуществлении финансового контроля?

— Эффект для нас очевиден. Во-первых, это снижает бюджетные расходы. Во-вторых, минимизирует контакты проверяющих с сотрудниками проверяемых организаций. И, в-третьих, повышает прозрачность и подконтрольность действий проверяющих, а также существенно увеличивает производительность их труда.

— Как определяются объекты проверок? Есть ли в Ростовской области неприкасаемые органы и организации?

— Все проверки проводятся Ростфинконтролем только на основании плана. Годовой план проверок утверждается губернатором области В. Ю. Голубевым. Для максимальной открытости такие планы размещаются до начала очередного финансового года на официальных сайтах правительства области и Ростфинконтроля.

Наши подходы к нарушителям определены постулатом: «Казна области должна быть неприкосновенна». Хищения бюджетных средств и злоупотребления при их расходовании в обязательном порядке должны влечь за собой уголовное преследование и предъявление требования о возмещении финансового ущерба.

Позиция власти, ее нетерпимое отношение к различным злоупотреблениям со средствами бюджета должны быть известны широкой общественности. Это просто необходимо для здоровой атмосферы и стабильности в обществе. Эффективный, бескомпромиссный финансовый контроль за расходами бюджета существенно улучшает имидж нашего региона и повышает его инвестиционную привлекательность. Этим мы однозначно даем понять бизнесу, что он под защитой закона и региональной власти и застрахован от произвола отдельных государственных заказчиков.

Что касается неприкосновенности, то индульгенции ни для кого нет. Все равны. Более того, руководители органов власти поняли, что внутренний госфинконтроль — это их собственная безопасность. Потому что лучше Ростфинконтроль найдет проблему и покажет пути ее устранения, чем это сделают правоохранительные органы.

— Какой объем бюджетных расходов охватывают проверки Ростфинконтроля?

— За 2012–2013 годы объем проверенных средств превысил 100 миллиардов рублей. Сопоставление объемов проверенных средств с затратами на проведение проверок демонстрирует экономичность контрольных мероприятий. Так, расходы на содержание Ростфинконтроля в 2013 году составили 15,5 миллиона рублей, проверено 40 миллиардов рублей. Это значит, что проверка 100 бюджетных рублей обходится областному бюджету менее чем в четыре копейки (рис. 2).

— А что касается профилактики и предупреждения нарушений, какие методы применяются в Ростовской области?

— Предупредить о возможных проблемах, которые могут возникнуть при расходовании бюджетных средств, — одна из задач Ростфинконтроля. В превентивных целях проводится целый ряд мероприятий. Это регулярные доклады руководителя Ростфинконтроля на заседаниях правительства и комиссии по противодействию коррупции, представление материалов на региональных конференциях и форумах по вопросам госзакупок, направление информационных обзоров в министерства и ведомства, ежеквартальные семинары-совещания с начальниками ведомственных контрольных подразделений.

Эта работа приносит свои плоды — сохраняется устойчивая тенденция к снижению количества замечаний. Так, в рамках предварительного контроля крупных операций стоимостью свыше 5 миллионов рублей и всех средств Резервного фонда правительства Ростовской области доля замечаний в объеме проверенных средств снизилась за четыре последних года с 13 процентов в 2010 году до менее одного процента в 2013 году (рис. 3). Также снижается общая доля замечаний в рамках всех форм контроля — и предварительного, и последующего (с 4,6 процента в 2010 году до чуть более одного процента в 2013-м). Целый ряд замечаний, которые в начале деятельности делал Ростфинконтроль, вообще ушел в прошлое или носит единичный характер.

Гораздо реже встречаются замечания по размерам начальной цены. В Ростовской области уже четвертый год работает внедренная правительством области система согласования региональным министерством экономического развития начальных цен по крупным закупкам товаров и услуг свыше 5 миллионов рублей (рис. 4). Совокупный экономический эффект от снижения начальных цен составляет сотни миллионов рублей. В области внедрен понижающий коэффициент «безусловной упреждающей экономии на строительных объектах» — 0,97. Экономия от применения этого ростовского ноу-хау только в первый год его реализации составила почти полмиллиарда рублей (рис. 5). Суть метода в том, что согласно постановлению правительства области все госзаказчики обязаны при формировании начальной максимальной цены на ремонтно-строительные работы применять понижающий коэффициент — 0,97, который даже при несостоявшемся аукционе и заключении контракта по начальной цене даст гарантированную экономию для бюджета в три процента от проектной стоимости объекта.

Устойчивая тенденция снижения нарушений не означает, что нарушений вообще нет. Они есть. Просто к предварительному контролю, когда проверяются только документы, большая часть бюджетополучателей адаптировалась, обеспечивая в большинстве случаев надлежащее качество подтверждающих документов. Поэтому эффективный и надежный контроль требует проведения проверок непосредственно на месте выполнения работ, услуг, монтажа оборудования. Мы стали чаще использовать контрольные обмеры и обследования непосредственно на местах, где проводились работы и мероприятия, организовывать встречные проверки, инвентаризацию. Один из примеров. Руководителю Ростфинконтроля М. В. Папушенко было дано поручение проверить качество выполнения оплаченных работ по расчистке русла рек. Была зима. Контролеры взяли водолазное снаряжение, пригласили спасателей, пробурили прямо накануне праздника Крещения 1,2 тысячи прорубей и произвели замеры для расчетов. В итоге был выявлен миллионный ущерб, который взыскали с подрядчика в областной бюджет, а материал проверки направили в правоохранительные органы.

— С 1 января 2014 года существенно расширены полномочия органов внутреннего госфинконтроля. Планируется ли развитие Ростфинконтроля и в плане увеличения численности, и в плане повышения эффективности работы?

— С учетом расширения полномочий Ростфинконтроля губернатором области укреплена его структура и увеличена численность ревизоров до 31 штатной единицы за счет перераспределения кадров из контрольных подразделений главных распорядителей бюджетных средств. Алгоритм эффективного финансового контроля может выглядеть так, как показано на нашем рисунке 6. После завершения контрольного мероприятия наряду с осуществлением контроля за устранением нарушений должно предлагаться и отслеживаться внесение изменений в правовые акты, которые системно не позволяли бы допускать подобные нарушения в дальнейшем. Также должно контролироваться принятие в обязательном порядке мер ответственности к виновным лицам, допустившим финансовые потери бюджета и создавшим репутационные риски для своего ведомства.

Губернатор требует от всех руководителей органов исполнительной власти инициатив и нестандартных решений. Поэтому Ростфинконтроль ежеквартально одновременно с отчетом о результатах контрольных мероприятий представляет губернатору инициативные предложения по предупреждению нарушений в дальнейшем. Уверен, что наделение органов внутреннего госфинконтроля новыми контрольными полномочиями станет дополнительным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов за счет повышения экономичности и результативности использования государственных средств.

схемы-1.jpg

схема-2.jpg

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений