Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно

Журнал «Финконтроль»

 03.07.2015       42188

Даже сильному муниципалитету нужна  площадка для общения

В настоящее время большое значение придается координации и субординации органов контроля. Сегодня мы работаем в обновленных условиях, и внимание всех надзорных органов особо привлечено к деятельности муниципальных образований. Город Ростов-на-Дону один раз в два года проверяют региональное подразделение Росфиннадзора, Контрольно-счетная палата Ростовской области, а также орган внутреннего финансового контроля субъекта (Ростфинконтроль). Кроме того, систематически поступают запросы от надзорных органов о предоставлении тех или иных материалов.

Уже более 20 лет в структуре финансового органа Ростова-на-Дону свою деятельность осуществляет структурное подразделение — контрольно-ревизионный отдел. Все контрольные мероприятия подлежат планированию путем составления и утверждения плана контрольной деятельности на очередной финансовый год. Чтобы избежать повторных мероприятий в одних и тех же учреждениях, Муниципальное казначейство как орган внутреннего муниципального финконтроля синхронизирует свои планы проверок с органом внешнего муниципального финконтроля — Контрольно-счетной палатой города.

ГРБС как участники бюджетного процесса города осуществляют полномочия по внутреннему финансовому контролю и аудиту. При этом функции по координации и анализу осуществления ими внутреннего финансового контроля и аудита выполняет Муниципальное казначейство.

Такая система финансового контроля в Ростове-на-Дону была нормативно закреплена и функционировала еще задолго до правового регулирования на федеральном уровне, а именно внесения изменений в Бюджетный кодекс. Принятые в муниципальном образовании распорядительные документы предусматривают возможность осуществления финконтроля за правомерным, эффективным и целевым использованием бюджетных средств и средств субсидий бюджетными и автономными учреждениями, а также иными юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы. Таким образом, при имеющихся полномочиях возможна минимизация финансовых рисков для бюджета муниципального образования.

Важно понимать, что на систему муниципального контроля ложится основная нагрузка в части эффективности бюджетных расходов. Однако имеющиеся результаты последующего финконтроля говорят о низком качестве предварительного финансового контроля у ГРБС. При условии добросовестного исполнения ГРБС функций финансового контроля выявление нарушений при осуществлении последующего финансового контроля должно быть минимальным, чего в настоящее время не происходит. Несмотря на наличие правового акта, регламентирующего деятельность ГРБС в части предварительного финансового контроля, его практическая реализация, на наш взгляд, пока находится на недостаточном уровне.

Принципиально важным инструментом финансовой дисциплины является процесс планирования бюджетных расходов. От того, насколько правильно запланирован бюджетный массив в расходной части, зависит правомерность его дальнейшего использования. Эффективность и результативность расходования средств бюджета является самым ярким индикатором качества оказываемых услуг населению городского округа.

Даже отлаженная система организации контрольной деятельности не может быть панацеей, так как жизнь постоянно вносит коррективы и рождает новые вопросы. Поэтому тема финконтроля для нашего города, безусловно, актуальна.

В настоящее время одним из проблематичных направлений является вопрос контроля муниципальных закупок, обус­ловленный новеллами законодательства в области закупочной деятельности. На сегодня, на наш взгляд, этот вопрос до конца не решен и требует комплексного подхода совместно с Минфином России и Минэкономразвития России. Активно задействовано в этом процессе и Сообщество финансистов России (СФР). В частности, на муниципальной секции будут рассмотрены сложности, возникающие в сфере контроля закупок, и члены секции смогут сформулировать свои предложения о необходимых изменениях в законодательство о контроле.

В сфере контроля и помимо закупок возникает достаточно много проблем. Так, нередки случаи неправомерного назначения выплат и доплат к заработной плате (особенно этим грешат учреждения образования), завышения стоимости работ, неэффективного использования бюджетных назначений. Очень распространенная проблема — это направление бюджетных средств на собственность, которая юридически не является муниципальной. Данная собственность хоть и находится у учреждений в управлении (пользовании), но имущественные права на нее отсутствуют. И здесь нам еще предстоит много работы, в том числе и с Департаментом имущественно-земельных отношений.

Свобода, данная руководителям учреждений Законом № 83‑ФЗ, не всегд­а идет во благо, причем нарушения зачастую происходят не по злому умыслу, а в результате недобросовестного исполнения должностных обязанностей. Присущая системность в допускаемых нарушениях финансовой и бюджетной дисциплины и отсутствие реальных мер воздействия на должностных лиц говорят о необходимости дальнейшего совершенствования административного законодательства в области бюджетных правоотношений на уровне муниципальных образований и его практического применения.

Новая версия Бюджетного кодекса в части контроля тоже требует доработки и пояснений. По этому поводу мы будем просить СФР провести общее заседание секций «Финансисты муниципальных образований» и «Финансисты субъектов РФ». Мы совместно с Н. С. Максимовой, заместителем председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам, председателем Совета СФР, обсудим возникающие вопросы и подготовим консолидированное предложение двух секций, в том числе и в Министерство финансов РФ.

Как видите, даже в тех муниципалитетах, где, как в Ростове-на-Дону, финконтролю давно уделяется повышенное внимание, хватает вопросов и нерешенных задач. А для многих городов финконтроль — новая зона ответственности. Поэтому журнал, посвященный конкретно этой теме, необходим. Надеюсь, что новый журнал «Финконтроль» будет преподносить информацию настолько профессионально и своевременно, что станет прикладным журналом для контролеров всех уровней.

Муниципалитеты ждут единый классификатор нарушений

Андрей Владимирович ПИЛИПЧУК, заместитель директора Департамента финансов и налоговой политики администрации города Тюмени

Контроль за использованием бюджетных средств — важнейшая составляющая бюджетного процесса. Действенный финансовый контроль помогает выявить просчеты в планировании и исполнении бюджетов, определить эффективные направления в расходовании средств.

С развитием гражданского общества вопросы целевого и эффективного использования бюджетных средств становятся все актуальнее, так как предоставление гражданам объективной информации об использовании финансовых ресурсов повышает доверие общества к власти.

В настоящее время в России сложилась достаточно разветвленная структура органов финансового контроля. Вместе с тем нет однозначного толкования понятий, характеризующих виды, формы и методы финансового контроля. Отсутствуют четко регламентированные подходы к систематизации перечня нарушений.

Введение единого классификатора позволило бы устранить спорные моменты при оценке фактов, выявленных в ходе контрольных мероприятий. Также для нас интересна практика проведения контроля в сфере закупок и внутреннего финансового аудита. Учитывая развитие информационных технологий на муниципальном уровне, полезен опыт регионов в части автоматизации контрольно-ревизионной деятельности.

Появление специализированных площадок для обмена опытом в данной сфере, доведения до региональных и муниципальных специалистов информации от законодателей и контролеров федерального уровня будут способствовать повышению эффективности работы контрольных органов. Надеюсь, одной из таких площадок станет журнал «Финконтроль».

Проблема образования и знаний стоит очень остро

Валентина Михайловна ПОЛОЗОВА, заместитель начальника отдела финансов администрации Хлевенского муниципального района (Липецкая область)

Конечно, «Финконтроль» — журна­л нужный, будем выписывать, читать, и очень внимательно. Я работала ревизором в КРУ в начале своей деятельности и знаю, что такое финансовый контроль не понаслышке. Поэтому мне будет интересно узнавать все новшества в этой сфере и рассказывать о них коллегам.

Нас интересуют вопросы, связанные с контролем закупочной деятельности. Эта тема новая, и есть некоторый недостаток информации по ней.

С какими проблемами сталкиваемся мы на местном уровне и как журнал может помочь решить их? В нашем муниципальном образовании, например, в некоторых сельских поселениях не хватает компетентных бухгалтеров. Бухгалтерами порой работают люди, которые даже не имеют базового образования. Как они могут работать без ошибок? Поэтому проблема образования и знаний стоит очень остро, и новый журнал хоть в какой-то мере может помочь решить ее. 

«Финконтроль» станет важным помощником

Вера Сергеевна ТИТЯПКИНА, начальник Департамента финансов администрации города Перми

За последнее время в сфере финансового контроля произошли очень серьезные изменения. На муниципальном уровне в части организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита возникает много вопросов. К самым острым отнесу два.

Первый — это осуществление внутреннего контроля и аудита главными распорядителями бюджетных средств. Нужно признать, что здесь необходимы и обмен мнениями и опытом, и дополнительное методическое регулирование.

Второй актуальный для нас вопрос — это применение бюджетны­х мер принуждения. Сегодня такая мера принуждения, как передач­а уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочи­й главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств, на практике сложно реализуема и правила исполнения решения о применении такой меры принуждения не установлены.

Отмечу, что сейчас мы получаем информацию посредством проводимых семинаров, запросов в Минфин России, общения с коллегами, и журнал «Финконтроль» станет важным и нужным помощником в нашей работе по совершенствованию муниципального контроля. Поэтому мы однозначно поддерживаем выход нового журнала.

Постоянно возникают новые вопросы

Тамара Николаевна КАРМАЗИНА, начальник Финансово-казначейского управления администрации города Иванова

Тема финансового контроля нам, несомненно, интересна. Особенно такие направления, как госзакупки, основные нарушения, санкции, которые за них предусмотрены, классификация нарушений. У нас сейчас финансовый контроль фактически разделен на две части: это контроль над бюджетными расходами и контроль по Закону № 44‑ФЗ. Постоянно возникают новые вопросы, нужно в них вникать, разбираться, и здесь очень бы пригодилось издание, где были бы опубликованы важные документы, можно было бы прочитать о прецедентах, о том, как работают специалисты в других городах и регионах.

В принципе мы ожидаем от «Финконтроля» того же, что и от «Бюджета». Хотелось бы, чтобы издание рассказывало об интересном опыте, новациях. Хотелось бы почитать о разграничении полномочий, о том, где должна работать Счетная палата, а где мы, тем более вы анонсируете, что в «Финконтроле» будут выступать работники Счетной палаты и других профильных ведомств. 

В сфере финансового контроля во многих муниципальных образованиях не хватает сотрудников. Часто у нас возникают вопросы по законодательству, и поэтому нам также важно общение через ваш журнал.

По финконтролю сегодня нет ни брошюр, ни книг

Лилия Викторовна БАБАЛОВА, начальник Финансового управления администрации города Реутова 

Тема финансового контроля новая, сейчас она активно развивается. Было бы хорошо, если бы журнал «Финконтроль» издавался на таком же уровне, что и журнал «Бюджет». «Бюджет» мы выписываем давно, и похожее издание по финансовому контролю просто необходимо. Тем более что по финконтролю нет ни брошюр, ни книг. Периодически мы получаем рекомендательные письма, а вот источника, который можно было бы открыть, прочитать и разобраться в конкретном вопросе, нет.

Что касается нашего города, то слово «контроль» для нас не ново, ведь в процессе работы Финансовое управление постоянно осуществляет муниципальный контроль над расходованием бюджетных средств. Новым для нас является контроль в сфере закупок и внутренний муниципальный финансовый контроль. Конечно, мы стараемся, разбираемся, но нормативной базы недостаточно.

Трудность заключается в том, что Финансовое управление, делая эту работу, экономит бюджетные средства, не создавая нового органа (учреждения), но оно и берет на себя дополнительную нагрузку и ответственность, так как сегодня готовых специалистов в этой сфере нет. Все связанные с этим направлением сотрудники должны работать исключительно на муниципальных должностях, а не на технических. Это очень важно, потому что ответственность, которую несет муниципальный служащий и технический работник, сильно различается. Мало кто понимает, что объем выполняемой работы по контролю сопоставим с объемом работ внешнего контрольного органа. Надеемся, что журнал «Финконтроль» станет помощником в работе.

В журнале обязательно должны освещаться типовые ошибки

Валентина Васильевна ШЕНЕЦ, начальник финансового отдела администрации городского округа Рефтинский (Свердловская область)

Я работаю начальником финансового органа, и на нас муниципалитетом возложена функция вести финансовый контроль. Коллектив молодой, периодически меняется, поэтому журнал «Финконтроль» будет нам в помощь. Я в общем-то порадовалась, что будет профессиональное издание в данной сфере. 

Наиболее интересные для нас направления — внутренний финансовый контроль, система устройства финансового контроля. В журнале обязательно должны освещаться типовые ошибки по всей Российской Федерации. Хотелось бы, чтобы в журнале описывалась методология контроля, хотя бы общие принципы, а детали мы разработаем сами под свой муниципалитет. Нам это очень нужно.

По Бюджетному кодексу мы достаточно давно обязаны вести финансовый контроль. Единственная трудность — в сотрудниках. Проблема в том, что финконтролю мало где учат. Вообще в целом по бюджетному законодательству трудно пройти обу­чение. Это, кстати, актуальное направление для современного финансового образования. Речь идет именно о бюджетном учете, финансовом контроле в бюджетной сфере. Это достаточно специфическая деятельность, и хотелось бы, чтобы по ней были специальные программы.

Минфин России, конечно, нас поддерживает, дает различные рекомендации, проводит семинары, но хотелось бы, чтобы была еще какая-то помощь. Например, это может быть специальное обу­чение, как по 44-му федеральному закону. Точно так же нам нужны специалисты, которые бы прошли курсы непосредственно по финансовому контролю. Специалист, который будет заниматься финансовым контролем, должен очень хорошо знать Бюджетный кодекс, бюджетный учет и все остальные сферы бюджетного законодательства. Когда этот специалист идет на проверку, он обязан проверить все, начиная от учредительных документов и заканчивая всей первичной документацией. 

Хотелось бы, чтобы журнал помогал избегать типовых ошибок. Потому что, когда мы выходим на проверку, мы стремимся все-таки в первую очередь не найти ошибки и наказать, а помочь правильно вести бухгалтерский, бюджетный учет. Правильно составлять учредительные документы, положения, порядки и все остальное. Мы не хотим наказать, нам нужно предупредить нарушения, которые могут стать проблемой при проверке более высоких органов. Наша цель — не наказать, наша цель — помочь учреждению правильно вести бюджетную политику. 


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений