
На современном этапе развития экономики одним из основополагающих принципов бюджетной системы РФ согласно статье 28 Бюджетного кодекса является принцип эффективности использования бюджетных средств, который требует от контролирующих органов создания адекватных методов и инструментов государственного финансового контроля. Эти инструменты должны позволить определить степень достижения запланированных социально-экономических целей и тем самым дать оценку эффективности использования государственных средств.
Владимир Андреевич ЖУКОВ, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Ростовской области, доктор экономических наук, профессор
В настоящее время все большее значение приобретает применение аудита эффективности использования бюджетных средств, что обусловлено в том числе качественными изменениями финансового законодательства последних лет, среди которых:
- введение принципа самостоятельности бюджетов разных уровней;
- переход к бюджетированию, ориентированному на результат;
- расширение прав бюджетополучателей с одновременным повышением их ответственности за достижение целей финансирования;
- переход к программно-целевому методу бюджетного планирования;
- изменение налоговой системы.
Региональные контрольно-счетные палаты согласно статье 157 Бюджетного кодекса осуществляют бюджетные полномочия по аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств. Это более высокий уровень организации и осуществления контрольного мероприятия. В ходе его проведения не только проверяется целевое использование бюджетных средств, но и оценивается достижение результата их использования и в конечном итоге результативность деятельности органа исполнительной власти.
ВАЖНО
В последние годы наметилась тенденция к интенсификации финансово-экономической деятельности государства: увеличению инвестиций в отдельные секторы экономики, расширенному применению межбюджетных трансфертов. Являясь элементом государственного финансового контроля, аудит эффективности позволяет в полной мере достичь основной цели последнего: повышения результативности использования государственных финансовых и материальных ресурсов и, как следствие этого, обеспечения эффективности государственного управления.
Для методического обеспечения реализации таких полномочий во многих контрольно-счетных палатах регионов разработаны и применяются стандарты внешнего государственного финансового контроля «Проведение аудита эффективности использования государственных (муниципальных) средств».