Регламентированы основания одностороннего расторжения контракта

 25.07.2016    Законопроекты    1976
Регламентированы основания одностороннего расторжения контракта
Фото: Фотобанк Rusmediabank.ru

Будет установлен закрытый перечень оснований для одностороннего расторжения контракта.

Поправки представлены в законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Планируется утвердить перечень случаев, когда заказчик может принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в зависимости от вида контракта (договора), а также для поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом Правительство РФ будет вправе определить иные случаи, когда одна из сторон будет вправе отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке.

Так, пункт 9 статьи 95 Закона № 44-ФЗ будет содержать основания, по которым заказчик будет вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора, по видам контрактов: на поставку товаров, на выполнение работ, на оказание услуг.

Кроме этого, в статью 95 Закона № 44-ФЗ добавят пункт 9.1, в котором установлено, что заказчик не сможет разорвать контракт в одностороннем порядке, если указанные в пункте 9 обстоятельства наступили по вине заказчика.

По мнению авторов законопроекта, введение закрытого перечня оснований для одностороннего расторжения контракта будет способствовать повышению эффективности, результативности, прозрачности проведения закупок.

Дело в том, что закон о контрактной системе не устанавливает четкого перечня оснований для принятия заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Поэтому заказчикам предоставлена возможность принимать решение об одностороннем отказе от исполнения государственного (муниципального) контракта даже без нарушений существенных условий контракта со стороны поставщика.

Действующая редакция пункта 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ устанавливает, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Однако отдельные нормы Гражданского кодекса РФ предоставляют заказчикам большую возможность разорвать контракт в одностороннем порядке. К примеру, по договорам подряда статьей 717 ГК РФ предоставлено право заказчика расторгнуть контракт в любое время до сдачи ему результата работы, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения от отказе заказчика от исполнения контракта.

То есть в данный момент положения Закона № 44-ФЗ не устанавливают конкретный перечень оснований для принятия заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Это позволяет заказчикам отказываться в одностороннем порядке от исполнения государственного (муниципального) контракта, в том числе и тогда, когда нет нарушений существенных условий контракта со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя).

Планируется установить в пункте 19 статьи 95 Закона № 44-ФЗ основания для разрыва контракта в одностороннем порядке поставщиком.

Кроме этого, есть случаи, когда заказчики злоупотребляют расторжением контрактов с «ненужным» поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Как известно, если заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, сведения о поставщике, с которым разорван договор, включают в Реестр недобросовестных поставщиков. В этом случае добросовестные участники закупок рискуют возможностью участия в конкурентных процедурах, что может повлечь ограничение конкуренции и неэффективное расходование бюджетных средств.

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений