При осуществлении закупки в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе заказчик не может установить требование к участникам закупки об отсутствии задолженности по арендным платежам (письмо ФАС России от 04.10.2016 № РП/68457-ПР/16).
Начнем с того, что при проведении закупки заказчик вправе установить единые требования к участникам закупки. Среди таких правил может быть требование об отсутствии у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджет (подп. 5 п. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).
В соответствии со статьей 8 Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
Получается, что обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет, являются обязанностью, устанавливаемой законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Обязательство по уплате арендных платежей возникает на основании заключенного договора аренды, в связи с чем арендные платежи не являются налогом, сбором или иными обязательным платежами в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Кроме этого, отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджет может подтвердить Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в случае обращения заказчика в соответствующий орган о предоставлении информации.
Однако механизма подтверждения отсутствия у участника закупки задолженности по арендным платежам не предусмотрено, в связи с тем, что каждый арендодатель самостоятельно контролирует поступление арендных платежей.
Более того, если будет установлено требование об отсутствии у участника закупки задолженности по арендным платежам, это приведет к созданию административных барьеров и дополнительной нагрузки для участия в закупке, а также может привести к негативным последствиям, в том числе к сокращению количества участников закупки и, как следствие, к снижению уровня конкуренции на торгах и уменьшению экономии бюджетных средств.
Следовательно, требование об отсутствии у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджет не распространяется на участников закупок, имеющих задолженность по арендным платежам.