За дачу заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд введут административную и уголовную ответственность. Об этом сообщается на сайте Минюста России.
Соответствующие проекты федеральных законов «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» разработал Минюст России. Первый законопроект направлен на установление административной ответственности за дачу заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Второй законопроект призван повысить эффективность механизмов предотвращения хищений при осуществлении госзакупок. Подобные поправки предлагается внести в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ, в виде установления уголовной ответственности за дачу заведомо ложного экспертного заключения в сфере госзакупок, если это привело к причинению крупного ущерба. Также определена подследственность уголовных дел по данным преступлениям.
Как говорится в пояснении к проекту федерального закона, отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в настоящее время регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Однако установленная пунктом 7 статьи 41 Закона № 44-ФЗ ответственность экспертов за предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения носит общий характер и не содержит конкретных положений, регламентирующих вопросы ответственности лиц, отбираемых в качестве экспертов (экспертной организации), за результаты проведенной экспертизы.
При этом в уголовном законодательстве Российской Федерации, а также в законодательстве Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют корреспондирующие данной норме положения об ответственности экспертов и экспертных организаций.
Поэтому, введение ответственности указанных лиц позволит усовершенствовать институт экспертизы, который является одним из важнейших этапов осуществления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс РФ новой статьей 2004 «Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также внести корреспондирующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
Предполагается, что принятие федерального закона будет являться действенным механизмом предотвращения хищений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Законопроекты подготовлены по поручению Президента РФ в целях повышения эффективности закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, обеспечения их гласности и прозрачности, предотвращения злоупотреблений.
Итак, в проектах федеральных законов предусмотрено, что заведомо ложное экспертное заключение по госзакупкам повлечет уголовную ответственность в случае причинения крупного ущерба (в сумме, превышающей 2 250 000 рублей). Производство предварительного следствия по уголовным делам о таких преступлениях предлагается отнести к компетенции следователей Следственного комитета РФ.
Если соответствующее действие не содержит уголовно наказуемого деяния, оно будет влечь административную ответственность.