На страже государственных денег

26 апреля 2017
На страже государственных денег

Разговор, состоявшийся 21 апреля в рамках сессии V Васильевских чтений «Повышение эффективности финансового контроля и аудита в государственном секторе», стал крайне содержательным и сопровождался оживленной дискуссией.

Уже больше года Федеральное казначейство исполняет полномочия, перешедшие к нему от Росфиннадзора, — по контролю в финансово-бюджетной сфере и в сфере контроля закупок. Согласно итогам прошедшего периода, ведомство исполняет свои новые функции действенно и эффективно. Не исключено, что определенную роль в этом играет использование передовых методов контроля, разработанных и применяемых в повседневной деятельности сотрудниками казначейства. Об одном из них — бюджетном мониторинге — рассказал заместитель руководителя Федерального казначейства А. Ю. Демидов.

«Чтобы еще эффективнее выполнять свои задачи, — начал свой доклад Демидов, — работникам казначейства следует разобраться, что понимается под контролем сегодня, и каковы его основные цели. В предыдущей парадигме контроль означал: установить, пресечь, наказать. Теперь он все больше становится элементом государственного управления. А значит, смещаются и его акценты: целью контроля становится не столько определение нарушения, сколько предотвращение. Система должна работать так, чтобы она не давала даже возможности совершить преступление».

Сегодня Федеральное казначейство обладает всеми ресурсами — информационной системой и подсистемами, которые могут обеспечить бюджетный мониторинг в онлайн-режиме. Важно обеспечивать грамотное казначейское сопровождение инвестиционных объектов и вести бюджетный мониторинг в соответствии с положениями регламента.

Ключевым моментом выступления Демидова стала демонстрация исключительно содержательного слайда «Бюджетный мониторинг в жизненном цикле закупки», являющегося интеллектуальной собственностью Федерального казначейства. Немалый интерес вызвали инструменты Федерального казначейства и требования к условиям договоров (соглашений), государственных контрактов, контрактов, договоров в целях бюджетного мониторинга. Отдельно докладчик остановился на информационной среде межведомственного взаимодействия Федерального казначейства с Росфинмониторингом и ФНС России.

Подводя итог выступления докладчика, модератор сессии шеф-редактор журнала «Финконтроль» С. В. Мартыненко предположила, что вследствие применения таких обеспечивающих онлайн-контроль механизмов контролеры перестанут «бить по хвостам», а будут лишь «хлопать по руке», все нечестно работающие заказчики вынуждены будут становиться честными, и надобность в последующем контроле, в конце концов, просто отпадет.

«Пожалуй, эта модель слишком идеальна, — отметил заместитель руководителя Федерального казначейства. — Я бы предложил вам вспомнить ситуацию, когда мы регистрируемся на каком-либо сайте. Система предлагает: заполните поле, где стоит галочка. Если вы его не заполните, пройти на следующую страницу не удастся. Бюджетный мониторинг должен быть таким же: если какой-то ваш шаг совершен неправильно, то следующего вы просто не сделаете. Допустим, даже хочет человек что-то нарушить, но не может — система не позволяет. Вот такую схему нам и хотелось бы построить».

Сделать барьер непроницаемым

Выступление второго докладчика было посвящено еще одному уровню контроля — внутреннему финансовому контролю и аудиту (ВФКиА), который является или, по крайней мере, должен стать основой финансового контроля в стране. К сожалению, в том виде, как было задумано, реализовать внутренний финансовый контроль и аудит удалось пока не везде. Министерство финансов РФ в настоящее время думает над тем, как сделать этот барьер непроницаемым, и уже проводит определенную работу. О модернизации системы внутреннего финансового контроля и аудита в организациях государственного сектора рассказал заместитель директора департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов РФ С. С. Бычков.

Бычков остановился на целях внутреннего финансового контроля и аудита, регулировании действующей системы ВФКиА в ФОИВах, организационных и методологических задачах по их развитию, переходе от контроля и аудита финансов к контролю и аудиту функций и полномочий, возможных способах организации внутреннего аудита. А также рассказал о процессе совершенствования ВФКиА, который, по его мнению, может состоять из трех этапов:

1. Включение в систему ВФК элементов системы управления бюджетными рисками.

2. Трансформация ВФК в систему управления бюджетными рисками при осуществлении финансового менеджмента.

3. Расширение сферы требований ВФК и ВФА на все организации сектора государственного управления.

Неэффективность не равна нарушению

О методических подходах к оценке нарушений, недостатков и их последствий рассказал в ходе сессии заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Москвы В. В. Литвинцев.

В начале своего выступления Литвинцев ответил на вопрос, который ему часто задают журналисты во время пресс-конференций: почему никого не сажают, ведь столько денег в стране тратится неэффективно?

«Если в двух словах, то потому, что неэффективность (или неэффективные действия) не равна нарушению», — заинтриговал слушателей докладчик.

Что такое неэффективные действия (недостатки) и чем они отличаются от нарушения, — вопрос очень непростой. И чтобы на него ответить, нужно провести большую работу: изучить Бюджетный кодекс, сравнить принципы Классификатора нарушений и Методических рекомендаций по оценке недостатков, взвесить последствия нарушений и недостатков, а также суммы предотвращенного ущерба. Обо всем этом и рассказал докладчик (рисунок 1).

123123.jpg

Рисунок 1. Нарушения и неэффективные действия

Риск-ориентированный подход в действии

Теме применения риск-ориентированного подхода к контролю в финансово-бюджетной сфере был посвящен доклад представителя Главного контрольного управления Москвы Е. И. Сенина. Специалисты ведомства разработали полноценную систему риск-мониторинга, которая способна учитывать информацию со всех стадий бюджетного процесса.


123124.jpg

Рисунок 2. Расчет рисковых показателей

Сенин детально рассказал о работе системы риск-мониторинга: как происходит расчет рисковых показателей (рисунок 2) и чем неформализованные показатели отличаются от формализованных. Подробно остановился на том, что такое система весов показателей и каковы ее основные принципы. А также объяснил, как составляется риск-рейтинг и как анализировать его итоги.

В. И. МААНДИ

Материалы докладчиков Вы можете найти по адресу: https://bujet.ru/action/V_chteniya/materials_Vch/