Новый руководитель Контрольно-счетной палаты Челябинской области Алексей Лошкин, ранее возглавлявший Главное контрольное управление региона, рассказал в интервью изданию «Южноуральская панорама», в чем разница между КСП и ГКУ, а также о том, кто контролирует финансовую дисциплину в Челябинской области.
Аудит для профилактики
— Алексей Александрович, для многих обывателей непонятно, зачем в одном субъекте два контрольных управления? Они дублируют или дополняют друг друга?
— По сути, ГКУ — внутренний финансовый контроль, внутренний аудит, работающий на органы исполнительной власти. Проще говоря, это «ревизоры губернатора», которые действуют по его поручению. Плюс ко всему это еще и мониторинг осуществляемых ими государственных закупок. КСП — это функционально и организационно независимый орган, осуществляющий внешний финансовый контроль, экспертизу принимаемых бюджетов и госпрограмм. Все их полномочия прописаны в Бюджетном кодексе РФ и
— Судебная система также декларирует независимость и справедливость. Получается, что вы своего рода финансовый суд.
— Мы не выносим приговоры, если говорить о наказании. Мы осуществляем внешний финансовый контроль. Хотя, вы правы, что ГКУ и КСП в чем‑то похожи. Обе структуры ведут плановые и внеплановые проверки. Кстати, мы уже договорились о том, чтобы не дублировать друг друга. При этом органы внешнего контроля обладают более широкими полномочиями, которые позволяют отследить весь процесс закупки от планирования до исполнения. В частности, мы проводим аудит закупок в любой из бюджетных сфер. Допустим, в том же образовании делаем выборку нескольких десятков учреждений и проверяем одноименные процедуры, последовательность их проведения и исполнения, соблюдение требований законодательства... Это позволяет выявить наиболее системные, часто повторяемые ошибки, которые могут привести к нарушениям. Чтобы их не допустить, мы предлагаем различные решения, проводим обучение. Это превентивные меры, точнее, профилактика.
— А какие наиболее типичные нарушения при проведении госзакупок?
— Живут не по средствам! Заключают госконтракты в отсутствие лимитных обязательств. Еще в 2014 году, когда работал в ГКУ, я с этим сталкивался сплошь и рядом. Сейчас, к счастью, подобного все меньше и меньше, но встречается. Чиновники учатся на чужих ошибках, сознают возможные последствия. Недавний нашумевший на всю страну пример с мэром Омска, который заключил подобный контракт, не подкрепленный финансово. Подрядчик, которому было отказано в оплате, обратился в суд и по исполнительному производству ему сейчас возвращают деньги из бюджета.
«Все хорошо, согласно докладам»
— Челябинская область практически не фигурирует в скандалах с госзакупками.— Наш регион в этом плане «отстающий». Заказчик, я это могу ответственно говорить, стал более сознательным. Не последнюю, а может и главную роль, играет тот факт, что губернатор уделяет этому вопросу особое внимание. Жестко требует, и при нем финансовая дисциплина поднялась на качественно новый уровень.
— Свою роль сыграло и то, что раньше по итогам проверки КСП не возбуждались уголовные дела. А сейчас надо, чтобы материалы доводились до суда?
— Можно сказать, что сформировался некий социальный запрос власти, от которой требуют самоочищения системы. Это федеральный тренд, который активно поддерживают в Челябинской области. За примером ходить не надо. Итоги ревизии, проведенной КСП в Сосновском районе, стали поводом для нескольких уголовных дел. И это только начало. Кстати, и проверки ГКУ только при Дубровском стали направляться в правоохранительные органы. Сейчас идет суд над экс-главой Кунашакского района Вадимом Закировым, целый букет статей. Началось все с того, что ГКУ проверило историю с детским садом и передала в правоохранительные органы. Хорошо помню эту историю, потому что тогда руководил управлением. А дальше было уже то, что СМИ назвали «силовой зачисткой района» — вслед за ревизорами в Кунашак пришли из прокуратуры, СК, полиции и УФСБ. Ну а материалы КСП после того, как утверждаются на коллегии, сразу уходят в прокуратуру.
— Особые требования к квалификации и антикоррупционной устойчивости и к самим инспекторам?
— Мы работаем на результат, и этого я требую от своих сотрудников. Но государственных заказчиков необходимо научить. Ведь требовать надлежащего исполнения можно только в том случае, если человек совершенно четко понимает и алгоритм действия, и последствия того, если он этот алгоритм нарушит. Второй постулат: если ты знаешь процедуру, знаешь как надо работать, но сознательно идешь на нарушения, то должен отвечать.
У нас любой инспектор контрольно-счетной палаты выполняет функции аудитора. Аудитор — это всегда набор профессиональных компетенций. Мало уметь анализировать документы, надо «идти в народ». Помните, как у Окуджавы, «Цезарь был на месте, соратники рядом, жизнь была прекрасна, судя по докладам»? Когда выезжаешь в муниципалитеты, то по докладам все отлично, а когда начинаешь сравнивать бумажное благополучие с реальной картинкой на местах, с подсказками населения, то получается несоответствие. По документам прекрасный дом для детей-сирот, в действительности — стены в плесени, крыша течет. Есть направления, которые Борис Александрович Дубровский держит на особом контроле. В первую очередь это как раз программы по предоставлению жилья детям-сиротам, переселению из ветхо-аварийного жилья. Это вопросы, которые находятся на контроле у общественности, и мы не можем и не должны их игнорировать.
До сих пор случаются нарушения, связанные с оборотом земель и имущества. Глава муниципалитета, по моему убеждению, должен быть хозяином вверенной ему территории. И когда при выявлении нарушения глава района начинает оправдываться, что он не мог ничего изменить и не знал, что у него происходит, то это не более чем отговорки. На одной из коллегий руководитель района пытался оправдаться, что, мол, это главы поселений «намудрили и разворовали» землю. Вице-губернатор Евгений Голицын тогда резонно заметил: «Вы же по району катаетесь, неужели не видите баннеры вдоль дорог с рекламой продаж участков? И вам ли не знать, что это за земля?» А если глава действительно ничего не замечает, то грош ему цена.
Верительная грамота
— Контрольно-счетную палату некоторые называют «страшным сном» глав муниципалитетов и руководителей бюджетных организаций. Вы отметили, что деятельность КСП направлена на проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по поручениям Заксобрания, предложениям и запросам губернатора. Кто, кроме них, может стать инициатором проверки?— Мы не «кошмарим» без повода. Вероятно, раньше контрольные органы сами себе составляли планы проверок, руководствуясь субъективным представлением. Надо двигаться вперед, опираясь на запросы людей. Сайт КСП актуален, мы размещаем и результаты проверок и принимаем сигналы с мест. Мой рабочий день начинается с того, что распределяю письма, что приходят на электронную почту КСП, с просьбой провести проверку. Правда, люди зачастую адресуют нам задачи, которые не входят в компетенцию КСП: то утихомирить соседа-хулигана, то лампочки ввернуть на улице. С этим не к нам!
— В вас видят последнюю инстанцию, которую тоже просят помочь...
— Когда я возглавлял исполком «Единой России», то предложил на сайте партии дать объявление о приеме граждан по личным вопросам. И мне не дадут соврать коллеги, не было пятницы, чтобы не приходили посетители со своими проблемами и вопросами. Не только и не столько личными. Практику личного приема граждан продолжаю и сейчас, но уже как руководитель Контрольно-счетной палаты Челябинской области.
— Свое вхождение в должность руководителя КСП вы начали с определенного реформирования структуры.
— В феврале на сессии областного парламента мы инициировали изменения в областной закон о КСП. Упростили процедуру дачи поручений со стороны губернатора, ушли от излишней заформализованности, что требовала много времени. В законодательстве прописали и основания для проведения внеплановых проверок по поручению ЗСО и нашего губернатора.
— Если результат проверки не вызывает интереса правоохранительных органов, то может ли этот документ стать верительной грамотой, знаком качества программы «Ревизорро» для территории?
— Наклеек у нас таких, чтобы их на двери мэров клеить, нет. Но неофициально отчет аудита дает некий статус определенного благополучия, что с соблюдением финансовой дисциплины все в порядке. Хотя в рамочку, как почетную грамоту, на стенку отчет не повесишь. Но опять-таки мы чаще проверяем по секторам и не всегда проводим комплексную ревизию муниципального образования. Поэтому не найдя нарушений в земельных отношениях, это не означает, что следующая проверка не выявит недочетов уже в сфере госзакупок или по линии имущества. А в последнее время стало практиковаться следующее. Новый руководитель, заходя на ведомство, сам запрашивает у нас внеплановую проверку. Будет поручение губернатора или ЗСО, обязательно проведем. Так, к примеру, было с Облизбиркомом. Для такого руководителя итоги аудита станут и «охранной грамотой», а главное возможностью начать работу с чистого листа, и, а это важно, шансом избежать нарушений впредь. Потому что он уже будет знать, «где тонко». Мы поможем ему в этом.
...Сравнение с судебной структурой контрольно-счетной палаты оказалось неслучайным. На столе у Алексея Лошкина стоит статуэтка Фемиды и судейский молоток. «Это символы объективности и независимости, — подчеркнул Алексей Александрович, — а молоточек обозначает окончательность принятого решения».
Источник: «Южноуральская панорама»