Коллегия Счетной палаты утвердила заключение на исполнение федерального бюджета Министерством образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России). В частности, проверкой установлено, что Минобрнауки некорректно распределило субсидии на сумму 1,62 млрд руб. между 69 регионами.
Кроме того, в нарушение закона «О бухгалтерском учете» Минобрнауки России не отражен в регистрах бюджетного учета земельный участок (в размере 1/2 доли), используемый Минобрнауки России на праве ограниченного пользования. Минобрнауки России не отражены в регистрах бухгалтерского учета 39 объектов нематериальных активов в виде патентов на результаты интеллектуальной деятельности.
Доходы, администрируемые Минобрнауки, за 2016 год исполнены в сумме 2,75 млрд руб., или 86,7% от уточненного прогноза поступления доходов (3,17 млрд руб.).
Кассовое исполнение расходов составило 360,56 млрд руб., или 98,4% общего объема бюджетных ассигнований установленных сводной бюджетной росписью. Неиспользованные остатки составили 5,76 млрд руб.
Дебиторская задолженность в целом за 2016 г. выросла на 1,44 млрд руб., составив на конец года 15,92 млрд руб. Кредиторская задолженность на 1 января 2017 г. составила 13,55 млн руб.
Выявлены нарушения порядка формирования и финансового обеспечения выполнения госзадания на оказание госуслуг в отношении федеральных госучреждений. Например, Минобрнауки России в первом полугодии 2016 г. перечислил субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания 3 учреждениям (ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.», ФГБОУ ВО «Норильский государственный индустриальный институт», ФГБУ «Федеральный институт медиации») в размере 75%, что превышает установленное ограничение в 50% годового размера субсидии в течение первого полугодия. Кроме того, Минобрнауки не соблюден предельный объем перечисления субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания указанным организациям в 1 полугодии 2016 г.: перечисление субсидии в 3 квартале 2016 г. не производилось, платежи в сумме 62,87 млн руб., 12,95 млн руб. и 3 млн руб. (75%) соответственно произведены Минобрнауки России раньше установленных сроков (во 2 квартале 2016 г.). Отчеты о выполнении госзадания на 2016 г. вышеуказанных учреждений показывают выполнение и перевыполнение показателей, характеризующих качество и объем научных работ, несмотря на отмену у каждого учреждения одной из работ и снижение финансирования, что свидетельствует о недостатках планирования Минобрнауки России показателей научных исследований.
Установлены признаки нецелевого использования средств федерального бюджета. Проверка показала, что Министерством в 2016 г. допущены нарушения при осуществлении бюджетных инвестиций. Так, в нарушение Бюджетного кодекса Минобрнауки России в 2016 г. в рамках субсидий на финансовое обеспечение выполнения госзадания направило средства федерального бюджета на модернизацию имущественного комплекса, научно-образовательной инфраструктуры и объектов социальной инфраструктуры подведомственных бюджетных и автономных учреждений в общем объеме 2,19 млрд руб. Например, Минобрнауки России неправомерно принято решение о выделении ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет» субсидии на финансовое обеспечение госзадания на выполнение работ в 2016 г. на сумму 240 млн руб. «Псковский государственный университет» приобрел у ООО «КАББАЛК-ИНТУРИСТ» (Кабардино-Балкарская Республика) объект незавершенного строительства стоимостью 167,6 млн руб. и земельный участок стоимостью 72,4 млн руб. по договору купли-продажи в отсутствии решения Правительства.
В нарушение закона «О некоммерческих организациях» Министерство сформировало госзадание Московскому авиационному институту (МАИ), которое не коррелируется с основными видами деятельности, предусмотренными Уставом МАИ, а также произвело перечисление субсидии Институту на выполнение данного госзадания в целях обеспечения деятельности Уполномоченного по правам студентов в сумме 3,91 млн руб. При этом, должность Уполномоченного по правам студентов в РФ штатным расписанием Министерства не предусмотрена. Согласно письму Генеральной прокуратуры приказ Минобрнауки России об утверждении в должности Уполномоченного по правам студентов в Российской Федерации был издан при отсутствии законных оснований.
По 5 госконтрактам на общую сумму 49,19 млн руб., заключенным в 2016 г. Минобрнауки России с ООО «Центр развития науки». Проверкой выявлено, что руководитель ООО «ЦРН» в период с 3 июля 2012 г. по 24 января 2014 г. занимал должность директора правового департамента Минобрнауки России. В связи с этим, существуют признаки аффилированности и конфликта интересов при осуществлении закупок Министерства.
Также проверкой выявлен факт причинения имущественного ущерба государству. Минобрнауки России осуществлена оплата невыполненных работ по соглашениям о предоставлении субсидии для финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с выполнением прикладных научных исследований, ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт черной металлургии им. И.П.Бардина» на сумму 4 млн руб. и ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева» на сумму 4 млн руб.
По итогам 2016 г. Министерством не предоставлена субсидия фонду «История Отечества» в объеме 100 млн руб., несмотря на доведенные до Минобрнауки России лимиты бюджетных обязательств 29 сентября 2016 г.
По итогам 2016 г. фактическое количество получателей грантов Президента Российской Федерации для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности и поступивших на обучение в образовательные организации высшего образования по очной форме обучения по программам бакалавриата и специалитета составило 1 172 человека (грантополучатели 2015/16 учебного года и 2016/17 учебного года), что меньше показателя установленного Указом Президента на 1 228 человек. Федеральным бюджетом на 2016 г. было предусмотрено 384 млн руб. на выплату указанных грантов, при этом кассовое исполнение составило всего 102,8 млн руб., или 26,8%.
Нарушение Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам регионов на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» госпрограммы Российской Федерации «Развитие образования» на
Из 32 объектов капитального строительства госсобственности Российской Федерации осуществлен ввод в эксплуатацию 10 объектов, или 31,2% от плана. Из 15 объектов госсобственности регионов введены в эксплуатацию 11 объектов, или 73,3% от плана. Положительные заключения госэкспертизы на проектную документацию и госэкспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости получены по 17 проектам из 40 планируемых (42,5%).
Минобрнауки России, как ответственный исполнитель госпрограммы Российской Федерации «Развитие образования» на
В 2016 г. из 28 показателей госпрограммы «Развитие науки и технологий» не выполнен 1 («Количество новых рабочих мест»). Так, не введены запланированные 40 рабочих мест, что связано с переносом сроков ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (опытно-технологические установки «Теплоцентраль», МЭИ).
Также не достигнуты значения 2 показателей, предусмотренных майским указом Президента. Фактическое значение показателя «Увеличение к 2015 г. до 2,44% доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных „Сеть науки“ (WEB of Science)» в 2016 г. — 2,31% (отклонение — 0,13%). Не достигнут показатель «Увеличение к 2015 году до 1,77% ВВП внутренних затрат на исследования и разработки»: в 2016 г. показатель составил 1,15 %, (отклонение — 0,62%).
Счетной палатой неоднократно отмечалось, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» ведущий мировой рейтинг университетов до сих пор не определен Минобрнауки. Кроме того, нормативно не определен термин «Ведущие университеты». Согласно Правилам распределения и предоставления субсидий на господдержку ведущих университетов РФ в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров для определения размера субсидии вузу используется коэффициент. Вместе с тем, разработанная и утвержденная методика расчета данного коэффициента отсутствует.
Проверкой установлено, что внутренний финансовый контроль в 2016 г. Минобрнауки России не осуществлялся.
Принято решение направить представления Министерству образования и науки Российской Федерации и Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.», обращение — в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, в Федеральную антимонопольную службу и в Министерство финансов Российской Федерации, а также заключение Счетной палаты — в палаты Федерального собрания.
Источник: Счетная палата РФ