Председатель Счетной палаты РФ Т. А. Голикова выступила на заседании Госдумы с отчетом о работе ведомства за 2016 год. Всего в прошлом году было выявлено 3845 нарушений на общую сумму 965 млрд руб. Этот показатель почти в два раза выше, чем в 2015 году. По результатам проверок СП нарушители финансовой дисциплины вернули в федеральный бюджет 8,8 млрд руб.
Глава СП отметила, что в минувшем году надзорное ведомство провело 321 мероприятие, проверив 3211 объектов, увеличив число проверяемых организаций на 23% по сравнению с 2015 годом.
По результатам проверок, проведенных в прошлом году, было возбуждено 45 уголовных дел, что в 3,5 раза больше, чем в 2015 году. Кроме того, по словам Голиковой, к дисциплинарной ответственности было привлечено 150 человек, открыто 411 дел об административных правонарушениях, в результате рассмотрения которых около 33,6 млн руб. было взыскано в доход государства.
Публикуем тезисы доклада Председателя Счетной палаты РФ Т.А. Голиковой на заседании Государственной Думы 21 июня 2017 года.
«Уважаемый Вячеслав Викторович!
Уважаемые депутаты! Добрый день!
В соответствии с законом о Счетной палате и регламентом Государственной Думы представляю годовой Отчет за 2016 год о нашей деятельности по всем аспектам.
Этому составу Государственной Думы мы представляем Отчет впервые, поэтому я позволю себе отдельные дополнительные комментарии представленных материалов, а также предложений профильных комитетов Государственной Думы, поступивших в Комитет по бюджету.
За 2016 год Счетной палатой было проведено 321 мероприятие — это практически на уровне 2015 года. При этом количество объектов, охваченных этими мероприятиями, возросло по сравнению с 2015 годом на 23,8% и составило 3211.
Отдельные комитеты Госдумы отмечали, что по сравнению с 2015 годом снизилось количество мероприятий, осуществляемых по постановлениям и поручениям Государственной Думы. В этой связи хочу отметить, что ежегодно Государственная Дума (равно как и Совет Федерации) в преддверии формирования нашего плана работы на новый год направляет свои предложения для включения в план. 2016 год не был исключением. Кроме того, постановления Государственной Думы также основа проведения контрольных мероприятий, о результатах отдельных из них я сегодня скажу.
В заключениях отдельных комитетов также прозвучало, что Счетная палата не проводит контрольные мероприятия по обращениям и запросам Правительства РФ. В этой связи я хочу напомнить, что у Правительства есть свой орган внутреннего контроля — сейчас это казначейство, а СП выступает внешним аудитором по отношению к Правительству и одновременно осуществляет проверку результатов работы органов внутреннего финансового контроля.
Хочу обратить ваше внимание на то, что, начиная с января 2016 года, после согласования необходимости создания с двумя палатами Федерального Собрания и в соответствие с распоряжением Правительства Счетной палатой введен в эксплуатацию портал государственного и муниципального финансового аудита, предназначенный для размещения информации органами финансового контроля и аудита, функционирующими на сегодняшний день в РФ. Портал функционирует в интернете.
По состоянию на сегодняшний день к системе подключено 456 госорганов и организаций. Это 84 управления Федерального казначейства, 71 КСО субъектов РФ, 146 муниципальных контрольных органов, 67 министерств и ведомств, 84 территориальных органа ФНС, КУ г. Москвы, а также пользователями выступают Администрация Президента и Государственная Дума.
Возможность пользования этим ресурсом существенно оптимизирует работу контрольных органов, а также получателей информации при решении вопроса о необходимости проведения тех или иных тематических мероприятий.
Также хочу обратить внимание, что вся информация о результатах проведения нами контрольных мероприятий направляется в палаты Федерального Собрания, поступает в бюджетный комитет и профильные комитеты. Поэтому отчет, который мы представили содержит квинтэссенцию основных результатов и наиболее резонансных мероприятий.
Общая сумма выявленных нарушений и недостатков при поступлении и использовании средств бюджетной системы составила 965,8 млрд руб., 3845 нарушений или с ростом против уровня 2015 года соответственно на 87% по сумме и на 11,6% по количеству.
Наибольший объем нарушений (определяемый как отношение суммы нарушений к объему бюджетных ассигнований) допущен в 2016 году ликвидированным Федеральным космическим агентством, Федеральным агентством по управлению госимуществом, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
К сожалению, именно в такой постановке, к сожалению, за 2016 г. по результатам нашего взаимодействия с Генеральной прокуратурой, правоохранительными органами и органами безопасности по материалам Счетной палаты возбуждено 45 уголовных дел (рост — в 3,5 раза по сравнению с уровнем 2015 г.), в три раза возросло количество материалов, приобщенных к результатам доследственных проверок.
По результатам рассмотрения материалов Счетной палаты Генеральной прокуратурой вынесено 264 представления об устранении нарушений закона или в 1,5 раза больше, чем в 2015 году, привлечено к дисциплинарной ответственности 150 человек или в два раза больше, чем в 2015 году, направлено в следственные органы в порядке статьи 37 УПК РФ 91 материал или на 30% больше, чем в 2015 году.
Инспекторами Счетной палаты возбуждено 411 дел об административных правонарушениях, по 234 уже судами приняты решения, в доход федерального бюджета взыскано 33,6 млн руб.
Кроме того, по результатам и в процессе проведения контрольных мероприятий в доход бюджета возмещено 8,8 млрд руб.
Нововведением в нашей деятельности в 2016 году также стало, начиная с апреля, проведение одновременно с контрольными мероприятиями опросов граждан о качестве выполнения объектами контроля и аудита государственных функций и оказания услуг населению. При определении предмета опроса мы соблюдаем два основных принципа:
— перечень вопросов относится к предмету аудита;
— вопросы затрагивают те сферы, в которых качество выполнения государственных функций или оказания услуг напрямую влияет на уровень и качество жизни наших граждан (здравоохранение, образование, дорожное хозяйство, ЖКХ, моногорода и др.)
Информация, которую мы получаем по результатам опросов, позволяет нам определять наиболее «наболевшие» для общества вопросы, сравнивать результаты опросов с результатами контрольной деятельности и устанавливать обратную связь, что делается по результатам контрольных мероприятий, от населения.
За 9 месяцев 2016 г. нами проведено 20 опросов, в которых приняло участие более 50 тыс. человек.
Ключевыми, исходя из количества участников, стали опросы по оценке деятельности страховых медицинских организаций, доступности и качеству услуг в сфере здравоохранения, образования, оценке деятельности судебной власти, опрос жителей моногородов, оценка качества дорожного строительства, доступности объектов и услуг при реализации программы «Доступная среда».
Но ключевой элемент нашей деятельности — реализация тех представлений и предписаний, которые выносятся по итогам проведенных мероприятий и устранения пробелов в действующем законодательстве. В этом году мы впервые в приложении 5 к Отчету представили информацию о модернизации законодательства в связи с нашими мероприятиями. В 2016 году объектами аудита было принято 248 нормативных актов, из них 6 законодательных актов, 25 актов правительства, 217 ведомственных актов (в основном тех, которые не были своевременно приняты для того, чтоб были реализованы соответствующие законодательные решения), 22 акта отменены, по 24 ведется работа.
Наиболее значимые вопросы регулирования указанных нормативных актов касались налогового законодательства, ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, использования средств федерального бюджета, проблем в социальной сфере.
Это, в том числе, стало возможным благодаря внесению изменений в законодательство о Счетной палате, ужесточающих требования к объектам контроля в части рассмотрения представлений и предписаний, которые теперь рассматриваются только первыми лицами. Представление может быть продлено однократно, в случае неисполнения предписания выписывается административный штраф и решению по нему принимается судом. В случае неисполнения уже решения суда документы должны быть направлены в Госдуму для принятия решения о приостановлении операций по счетам. К такой мере мы не прибегали ни разу, но административные штрафы за неисполнение предписаний налагали. И должна сказать, что такого рода ужесточения больше оказывают влияния на наши объекты аудита, поскольку репутационные риски сильнее, чем какие либо другие.
Как я уже говорила, во многом наша деятельность предопределяется поручениями Государственной Думы, которые рождаются, в том числе по результатам обращений наших граждан к депутатам во время работы в округах.
Но прежде хотела бы коротко остановиться на реализации поручения Президента РФ от 18 августа 2015 г. по повышению эффективности использования бюджетных средств, данного по итогам нашей проверки исполнения федерального бюджета за 2014 г. Поручение носило всеобъемлющий характер и содержало 16 пунктов, из которых на сегодняшний день только 5 сняты с контроля. Остальные находятся на исполнение.
Безусловно принятые Правительством меры дали определенные результаты, прежде всего это относится к реализации мероприятий в рамках принятого плана по улучшению администрирования доходов бюджетной системы, казначейскому сопровождению государственных контрактов. Но по-прежнему крайне неудовлетворительной остается ситуация с дебиторской задолженностью по расходам, которая за 2016 г. увеличилась на 14,7% и составила 3,8 трлн руб., в том числе просроченная увеличилась на 42,3% и составила почти 700 млрд руб. Это сорванные сроки выполнения работ и неотработанные авансы, которые имеют сомнительную перспективу возврата в федеральный бюджет.
2016 г. стал также самым неэффективным по исполнению ФАИП, ее исполнение составило 90,7%, это самый низкий процент, начиная с 2008 г.: в 2016 г. из 443 объектов, подлежащих к вводу, введено 244. Как следствие, на 12% выросло количество объектов незавершенного строительства, которое составило на 1 января 2017 г. 12 тысяч объектов.
Таким образом, наиболее емкие по неэффективности поручения Президента пока остаются неисполненными.
Теперь к Вашим поручениям.
Строительство перинатальных центров
В конце 2015 г. СП отмечала риски несвоевременного ввода перинатальных центров в эксплуатацию. После заверения представителей ФОМСа, средства бюджета которого идут на строительство перинатальных центров в объеме 52,7 млрд руб., было согласовано перенесение сроков Государственной Думой на 2017 г. Сейчас из 32 центров введено в эксплуатацию 13. Мы сейчас проводим соответствующее контрольное мероприятие, и, как нам кажется, у 6 субъектов РФ сохраняются риски ввода: это Республика Карелия, Ленинградская, Смоленская, Тамбовская, Ульяновская области и Красноярский край.
Необходимо обратить на это внимание уже сейчас, так как от этого зависит качество жизни, демографическая ситуация в регионах.
Обеспечение местами в детских дошкольных учреждениях
Возросло количество мест в организациях, осуществляющих деятельность по программам дошкольного образования на 247,7 тыс. мест, отмечается положительная динамика по показателю количества воспитанников, приходящихся на 100 мест, но потребность в местах в детских садах сохраняется. По состоянию на 1 июня 2017 г. численность детей возраста от 3 до 7 лет, необеспеченных местами в детских садах, составила 48,9 тыс. человек (самая большая в Республике Дагестан — 19,6 тыс. чел.), в возрасте до
В 2016 г. сократилось на 1,3 тыс. количество организаций дошкольного образования, располагающих всеми формами благоустройства. Причем 67% этих организаций находится в сельской местности.
Реализация мероприятий по созданию мест в школах
Цель программы, как Вы помните, — переход на односменный режим обучения и перевод школьников из зданий с высоким уровнем износа.
В 2016 г. при предоставлении субъектам соответствующих субсидий нарушались сроки по предоставлению субсидий, а именно у 13 регионов отсутствовали региональные программы на
В течение 2016 г. средства трижды перераспределялись в связи с отказом ряда субъектов от субсидии или ее уменьшением. При этом 6 субъектов, которые имеют достаточно большое количество детей, обучающихся во вторую смену, отказались от субсидии. Среди них Приморский край, Республики Адыгея, Коми, Алтай.
Безусловно у проекта есть положительный эффект, создано более 160 тыс. мест, но при этом число обучающихся во вторую смену возросло на 9,8 тыс. человек и составило 1,9 млн школьников, в том числе в 23 регионах, получивших субсидию, а число обучающихся в зданиях с уровнем износа более 50% выросло, по данным регионов за 2016 г., на 68,1 тыс. детей и составило 2,8 млн человек. При этом, наша проверка показала, что распределяя ресурсы Минобразования не имеет информации по износу зданий и сооружений.
Кроме того, несмотря на ввод в эксплуатацию общеобразовательных организаций, ряд школ не функционирует, и на сегодняшний день не осуществляют образовательную деятельность, потому что не имеют лицензии. Таких 19.
Следует также обратить внимание, что по состоянию на 1 июня 2017 года объем использованных бюджетных ассигнований (прошло уже 5 месяцев) составляет 9,4% от утвержденных бюджетных назначений.
Во многом перечисленные проблемы связаны с неотработанностью механизма распределения средств и неготовностью регионов эффективно использовать запланированные бюджетные ассигнования.
Не менее важная и знаковая тема для развития инфраструктуры, обеспечения доступности всех видов услуг — это дорожное строительство.
Бюджетные ассигнования дорожных фондов регионов ежегодно увеличиваются. Их объем в 2016 г. составил 821,3 млрд руб. и возрос на 16%, исполнение составило 88,9%. Самое низкое исполнение, менее 80% зафиксировано в 13 регионах. На первом месте республики Северная Осетия-Алания и Ингушетия.
Поддержка региональных программ в сфере дорожного строительства осуществляется также и за счет средств Федерального дорожного фонда, пятая часть Федерального бюджетного фонда используется на эти цели, это практически 22,2%, 143, 9 млрд руб.
Однако, как показывают наши мероприятия, использование регионами этих трансфертов осуществляется на низком уровне.
Если раньше регионы мотивировали низкое освоение тем, что в поздние сроки предоставлялись соответствующие финансовые ресурсы, то, начиная с 2016 года, предоставление значительной части трансфертов осуществляется при возникновении у регионов денежных обязательств.
Но в прошедшем году ими использовано только 88,1%.
Анализ использования в 2016 году этих трансфертов, предоставленных Росавтодором 83 регионам на реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства, говорит о том, что 36 регионами не достигнуты плановые показатели, предусмотренные заключенными соглашениями.
Краснодарским краем после строительства и реконструкции введено 2,5 км автодорог из 31 км, после капитального ремонта и ремонта — 377,4 км из 652 км; Пермским краем завершено строительством и реконструкцией 8,4 км из 22 км; Республикой Тыва и Ленинградской областью не введено ни одного километра из 18,5 км и 12,3 км, соответственно.
В рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на
По итогам 2016 года из 559 км введено только 351,5 км или 63%.
По состоянию на 1 января 2017 года в установленном порядке не введены после строительства и реконструкции автомобильные дороги следующими субъектами: Орловская область (план — 33,9 км, факт — 0); Челябинская область (план — 15,3 км, факт — 0); Республика Дагестан (план — 5 км, факт — 0); Забайкальский край (план — 3,8 км, факт — 0); Астраханская область (план — 3,4 км, факт — 0). Наверное, не нужно говорить о том, как важны сельские дороги.
Можно сделать вывод, что проблема не в деньгах и их количестве, а в готовности эффективно использовать предоставленные государственные ресурсы.
Еще одна тема, которая часто обсуждается в этом зале, она абсолютно знаковая в условиях экономических санкций против России, — это государственная поддержка сельского хозяйства и ее результаты.
При исполнении государственной программы развития сельского хозяйства по шести показателям Доктрины продовольственной безопасности достигнутые значения 2016 года, подчеркиваю, были выше пороговых: по зерну — на 4,2 п.п., по сахару — на 14,9 п.п., по маслу растительному — на 3,6 п.п., по картофелю — на 2,7 п.п., по мясу и мясопродуктам — на 2,5 п.п., по рыбе и рыбопродуктам — на 2,7 п.п.. Не достигнуты пороговые значения по 2 показателям: по молоку и молокопродуктам — на 8,5 п.п., по соли пищевой — на 20,8 п.п..
Основную долю расходов на реализацию Государственной программы в 2016 г. составляли субсидии регионам. Их исполнение составило в прошлом году 98,1%.
Особенностью этого года является то, что субсидии консолидированы. Но я хочу обратить внимание, что в Госпрограмме появилась новая субсидия российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке.
На реализацию указанного направления в 2017 г. предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 21,3 млрд руб., по состоянию на 1 июня 2017 г. исполнение — менее 1%.
Учитывая это, важно не допустить срыва проведения этих мероприятий и обеспечить контроль за использованием средств.
Завершая, хочу сказать, что по нашему мнению, взаимодействие Счетной палаты и Государственной Думы вышло на качественно новый уровень, рассмотрение результатов наших мероприятий на площадке Парламента, в том числе должно стать основой для улучшения социально-экономической ситуации в стране и повышения уровня доверия наших граждан к тем решениям, которые мы принимаем здесь, в этом зале и в принципе. Наш коллектив, представленный сегодня здесь благодарит вас за совместную работу. Мы готовы ответить на интересующие вас вопросы.
Спасибо."