И только 5,8% закупок осуществляется «путем проведения конкурсов и аукционов в соответствии с гражданским законодательством». Госпредприятия находят все новые способы замаскировать неконкурентные закупки. За шесть месяцев этого года в сравнении с аналогичным периодом прошлого резко — на 35% — вырос объем госзакупок, осуществленных у единственного поставщика.
Такие выводы содержатся в докладе Минфина по итогам мониторинга применения
Госкомпании не хотят конкурентных торгов
В первом полугодии 2017 года заказчики по
«Закупки у единственного поставщика составляют 31,6%, закупки с применением „иных способов“ — 62,7% от общего объема закупок (по количеству закупок. — РБК)», — приводит Минфин данные за первое полугодие. В прошлом году за этот же период объем закупок у единственного поставщика по
Заказчики по
По сравнению с первым полугодием 2016 года вырос объем «закрытых» (секретных) закупок (с 308 млрд руб. в прошлом году до 376 млрд руб. в этом) и сократился объем закупок у субъектов малого и среднего бизнеса (с 1,1 трлн до 0,9 трлн руб.). Согласно стратегии развития МСП до 2030 года, госкомпании обязаны постепенно наращивать закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Но предприниматели неоднократно жаловались на ограничения конкуренции в сфере госзакупок — госкомпании предъявляют необоснованные требования, а процесс добровольной сертификации могут намеренно затягивать в интересах других организаций.
Госзаказчики ищут единственного поставщика
Общий объем контрактов, заключенных по
На втором месте по объему извещений — закупки у единственного поставщика, их доля в денежном выражении в первом полугодии достигла 31,5%, объем вырос на 35% относительно показателя 2016 года (количество самих контрактов сократилось на 2%, отмечает Минфин).
Общий объем контрактов, заключенных с единственным поставщиком в первом полугодии 2017 года, составил 574 млрд руб. (в первом полугодии 2016 года этот показатель составлял 422 млрд руб., в первом полугодии
Рост объема госзакупок у единственного поставщика — негативная тенденция, торги без конкуренции не соответствуют целям, которые ставятся перед
В апреле 2017 года правительство передало полномочия в сфере госзакупок от Минэкономразвития Минфину. При госзакупках тратятся деньги бюджета, а значит, регулировать их надо Минфину и, следуя принципу одного окна, ему же отдать регулирование закупок госкомпаний, объяснял логику действий министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов. Минфин сейчас активно ратует за введение казначейского сопровождения закупок, напоминает Пронина, и уже принял ряд поправок, направленных на улучшение управления расходами бюджета на госзакупки.
Рекорды и ошибки
При заполнении ежемесячных отчетов о закупках заказчики нередко допускают ошибки, указывает в докладе Минфин. При заполнении форм ежемесячной отчетности заказчики ошибочно меняют местами позиции «количество» и «сумма», указывают стоимость договоров не только в рублях, но и в тысячах рублей, не конвертируют стоимость контрактов в рубли или ведут ежемесячную отчетность с нарастающим итогом, отмечает ведомство. Из-за этого общие цифры по закупкам могут существенно искажаться, данные мониторинга могут быть не всегда репрезентативны.
Так, например, в список крупнейших заказчиков по
В число крупнейших госзакупок у единственного поставщика по
Источник: РБК