Коллегия Счетной палаты утвердила заключения об исполнении федерального бюджета Федеральной службой в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения. Также проверка исполнения бюджета и бюджетной отчетности была проведена в Управлении Роспотребнадзора по г. Москве.
По результатам проверок установлена достоверность бюджетной отчетности Рособрнадзора и Росздравнадзора. Достоверность бюджетной отчетности Роспотребнадзора не была подтверждена.
Так Управлениями Роспотребнадзора по Мурманской, Псковской, Ярославской, Калужской, Тверской, Тюменской областям, Республикам Дагестан, Мордовия и Тыва в течение 2016 г. задолженность перед федеральным бюджетом по доходам на сумму свыше 17 млн руб. (по штрафам начисленным, но еще не уплаченным) была отнесена на задолженность перед региональными бюджетами, в результате чего бюджетная и консолидированная бухгалтерская отчетность Роспотребнадзора за 2016 г. признана недостоверной.
Также на достоверности бюджетной отчетности Роспотребнадзора отрицательно сказались нарушения, допущенные Управлением Роспотребнадзора по г. Москве при проведении инвентаризации нефинансовых активов, и некорректное отражение на забалансовом счете оборудования на сумму свыше 15 млн руб., переданного Управлению Росграницей для постоянного использования.
Кроме того, при проверке правильности формирования сведений о размере дебиторской задолженности по доходам было установлено, что Управления Роспотребнадзора по Мурманской, Псковской и Ярославской областям представили в Счетную палату данные, отличающиеся от отчётных данных Роспотребнадзора на 11 млн руб.
После окончания проверки в конце мая 2017 г. бюджетная отчетность Роспотребнадзора была скорректирована и принята Минфином России.
Одним из предметов проведенных контрольных мероприятий была проверка выполнения контрольно-надзорными органами и Управлением Роспотребнадзора по г. Москве полномочий администраторов доходов федерального бюджета, в том числе в части организации работы по начислению и своевременному поступлению в федеральный бюджет штрафных санкций, наложенных при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
Методика прогнозирования доходов федерального бюджета, администрирование которых осуществляется Рособрнадзором, утверждена с нарушением срока на 1,5 месяца. В рамках исполнения представления Счетной палаты Рособрнадзор проинформировал Счетную палату об увольнении с федеральной государственной гражданской службы должностного лица, допустившего указанное нарушение.
В 2016 г. фактическое исполнение доходов, администрирование которых осуществляется указанными надзорными службами, составило по Роспотребнадзору 1 млрд руб. (132% к прогнозным показателям), по Росздравнадзору—- 475,7 млн руб. (107,9%), по Рособрнадзору — 361,4 млн руб. (110,1%).
Как было отмечено на Коллегии, превышение прогнозных значений по доходам в основном произошло за счет перевыполнения поступлений по штрафам, уровень которых, например, Роспотребнадзор определял, исходя из прогнозов, сформированных еще в 2014 г. без учета ситуации в предыдущие годы и изменений законодательства в части увеличения размеров штрафов за нарушения санитарного законодательства. То есть превышение прогнозных значений по доходам связано с занижением доходной базы.
Обращает внимание рост дебиторской задолженности Роспотребнадзора на 254 млн руб. или на 35,1%, в том числе просроченной на 363,7%, которая составила на конец отчетного периода 12,6 млн руб. То есть превышение прогнозных значений по доходам связано с занижением доходной базы. Так, на 1 января 2016 г. дебиторская задолженность составляла 69,6 млн руб., на 1 января 2017 г. — 121,6 млн руб.
Причина увеличения задолженности — неоплаченные штрафы. При этом должные меры по взысканию задолженности Роспотребнадзором не принимаются. Например, Управлением Роспотребнадзора по г. Москве в Федеральную службу судебных приставов для принудительного исполнения был направлен только 641 исполнительный документ из 2 731 дела об административном правонарушении.
Аналогичная ситуация выявлена и в Росздравнадзоре, где дебиторская задолженность по доходам увеличилась на 7 млн руб. или на 89%, и по состоянию на 1 января 2017 г. составила 15 млн руб., из них задолженность по штрафам составила 12,8 млн руб. или 85,3%.
По информации Росздравнадзора, принимаются меры по снижению текущей дебиторской задолженности по доходам федерального бюджета. За 1 квартал 2017 г. указанная задолженность снижена до 11 млн руб.
Дебиторская задолженность Рособрнадзора уменьшилась за год в 5,2 раза, составив на 1 января 2017 г. 4,3 млн руб. (просроченная дебиторская задолженность — 1,2 млн руб.).
В рамках исполнения представления Счетной палаты Управление Роспотребнадзора по г. Москве проинформировало Счетную палату о направлении в адрес Управления Федеральной службы судебных приставов по г. Москве соответствующего обращения о количестве возбужденных, оконченных и неоконченных производств по исполнительным документам о взыскании задолженности по неоплаченным штрафам за 2015 и 2016 годы.
В целом по результатам проверок можно сделать вывод, что основная задача проводимой службами контрольно-надзорной деятельности — профилактика нарушений и защита прав граждан — в полной мере не обеспечивается. По сути, функция проверок сводится к наложению штрафов, а не к применению мер, препятствующих возникновению нарушений либо их устранению, что не позволяет обеспечить повышение качества услуг в проверяемых сферах.
В 2016 г. Росздравнадзором и его территориальными органами проведено 21 910 контрольно-надзорных мероприятий, Роспотребнадзором и его территориальными органами — 235 000 контрольно-надзорных мероприятий, Рособрнадзором (территориальных органов не имеет) — 536 мероприятий и органами исполнительной власти регионов в рамках переданных полномочий по контрольно-надзорной деятельности в сфере образования — 1 594 мероприятия.
В 2016 г. Роспотребнадзором наложено штрафов на сумму 866 млн руб., в том числе 430 млн руб. в отношении объектов розничной торговли продуктами; Росздравнадзором — на 120 млн руб., Рособрнадзором — на 6 млн руб. (решения о наложении штрафов принимаются судом), органами власти регионов в рамках переданных полномочий в сфере образования — на 61,6 млн руб.
Доля внеплановых проверок в Роспотребнадзоре составила 65%, в Росздравнадзоре — 72%, в Рособрнадзоре — почти 80%, региональными органами образования в рамках переданных полномочий — 43%. При этом 50% внеплановых проверок Роспотребнадзора проведены в связи с жалобами граждан. Для сравнения доля проверок по жалобам граждан, проведенных Росздравнадзором, составила 37%, Рособрнадзором — 1%.
По итогам проверки в Роспотребнадзоре было отмечено, что, несмотря на вступившие в силу с 1 января 2017 г. изменения в Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, согласно которым при рассмотрении обращений граждан надзорные органы должны выходить с проверкой только в том случае, если установлено, что гражданин ранее обращался в адрес юридического лица или индивидуального предпринимателя и его требования не были рассмотрены или удовлетворены, число внеплановых проверок Роспотребнадзора с начала 2017 г. уменьшилось незначительно по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так, в I квартале 2016 г. число внеплановых проверок Управления Роспотребнадзора по г. Москве составляло 1 668, за аналогичный период 2017 г. — 1 046.
Проверка в Управлении Роспотребнадзора по г. Москве показала, что в течение года одни и те же розничные торговые организации проверялись от 24 до 189 раз, при этом применяются только штрафные санкции в случае выявления аналогичных нарушений, совершаемых неоднократно (чаще всего — это продажа товаров с истекшим сроком годности, нарушения условий хранения товара, несоответствие объектов торговли санитарно-гигиеническим нормам, несоответствие указанных в ценниках цен фактической отпускной цене).
В отдельных региональных Управлениях Роспотребнадзора существует практика обращений в суды с заявлениями о ликвидации юридических лиц за неоднократные нарушения ими прав потребителей. Таких материалов в суд было передано 22 и в половине случаев суды приняли положительное решение. Рособрнадзором и Росздравнадзором в суд направлены 6 материалов по административному приостановлению деятельности трёх образовательных и трёх медицинских организаций.
В сфере образования Управлением Роспотребнадзора по г. Москве в проверяемом периоде проведена 1071 проверка, из них 78% — внеплановые проверки. По результатам проверок наложено 2172 штрафа на общую сумму более 34 млн руб., в том числе в 42% случаев за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения. При этом в трёх случаях вынесены решения об административном приостановлении деятельности.
Счетной палатой было проанализировано более 1100 материалов дел Роспотребнадзора об административных правонарушениях, в более 150 выявлены несоответствия принимаемых мер нормам законодательства.
По всем выявленным фактам Счетной палатой направлено обращение в Генеральную прокуратуру, информация о его рассмотрении на настоящий момент в палату не поступала.
В то же время в своем письме от 28 июня 2017 г. № 19/01-00025-19 Управление Роспотребнадзора по г. Москве сообщило Счетной палате, что все нарушения и недостатки, выявленные Счетной палатой в ходе проверки «...будут учтены в ходе исполнения федерального бюджета за 2017 год...».
В ходе проверки Росздравнадзора был проведен анализ почти 3000 материалов дел и актов проверок, проводимых Службой и ее территориальными органами. По результатам проведенного анализа установлено отсутствие единого подхода к определению субъекта ответственности, в результате чего по ряду статей за аналогичные нарушения к административной ответственности привлекается либо юридическое, либо физическое лицо. При этом согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП к ответственности должны быть привлечены и физическое, и юридическое лицо.
Также выявлены факты, свидетельствующие о необоснованном привлечении физических и юридических лиц к административной ответственности и о непринятии необходимых мер в случаях совершения административных правонарушений.
Например, в составе нескольких дел об административных правонарушениях, возбужденных Территориальным органом Росздравнадзора по Рязанской области, по которым вынесены решения о взыскании штрафов, отсутствовали документы, являющиеся доказательствами вины. Также при принятии решений о наказаниях не учитывались имеющиеся в деле смягчающие обстоятельства.
Росздравнадзором и его территориальными органами в 2016 г. выявлено 7 744 случая нарушения порядков оказания медицинской помощи. При этом составлено лишь 724 протокола об административном правонарушении, то есть лишь в 9,3% случаев выявленных нарушений.
В отдельных случаях при обнаружении сотрудниками центрального аппарата Росздравнадзора признаков административных правонарушений, связанных с хранением лекарственных препаратов и медицинских изделий с истекшими сроками годности, учреждению было выдано лишь предписание об устранении нарушений. Однако решений о возбуждении дел об административных правонарушениях по указанным фактам принято не было, несмотря на наличие к тому достаточных оснований.
По всем выявленным фактам Счетной палатой направлено обращение в Генеральную прокуратуру, информация о его рассмотрении на настоящий момент в палату не поступала.
По итогам проверки в Рособрнадзоре были отмечены риски необъективного принятия Службой решений о получении, лишении или приостановке аккредитации образовательных организаций, в связи с тем, что ФГОСы не содержат требований к качеству освоения образовательных программ.
В 2016 г. вузами было подано свыше 1,5 тыс. заявлений на процедуру государственной аккредитации и переоформления свидетельства об аккредитации. По результатам аккредитационных экспертиз Рособрнадзором издано 134 акта о приостановлении действия свидетельства о государственной аккредитации и 163 акта о лишении свидетельства о государственной аккредитации.
Установлено также, что при проверках используется разный подход к формированию и составу экспертных групп, что формирует риски необъективности результатов проверок.
Вместе с тем отсутствие государственной аккредитации у организации, осуществляющей образовательную деятельность, влечет за собой невозможность выдачи студентам документов об образовании установленного образца.
По указанным фактам направлено письмо в Министерство образования и науки Российской Федерации с предложением рассмотреть вопрос совершенствования нормативных правовых актов.
Исполнение расходов сложилось: по Роспотребнадзору в сумме 29,9 млрд руб. или 98,97% от показателей сводной бюджетной росписи; по Росздравнадзору — 3,06 млрд руб. или 96,2%; по Рособрнадзору — 2,3 млрд руб. или 99,5%.
В ходе проверок в указанных ведомствах и их подведомственных учреждениях были выявлены различные нарушения и недостатки, в том числе нарушения при выполнении госзадания и реализации ФАИП.
Подробнее — в сообщении пресс-службы Счетной палаты РФ.