ФАС России составила список самых распространенных нарушений в сфере гособоронзаказа

 04.10.2017       2460
ФАС России составила список самых распространенных нарушений в сфере гособоронзаказа

Напомним, что основными законами, регулирующими сферу гособоронзаказа, являются: Закон о государственном оборонном заказе (275-ФЗ), Закон о контрактной системе (44-ФЗ), Закон о защите конкуренции (135-ФЗ).

Одним из основных видов нарушений в рамках 275-ФЗ является нарушение условий государственных контрактов и сроков поставки вооружения и военной техники.

Также в 275-ФЗ включены запреты для головных исполнителей и исполнителей ГОЗ на действия, влекущие за собой необоснованное завышение стоимости продукции военного назначения либо неисполнение государственных контрактов по ГОЗ, в частности, запреты на:

— включение в себестоимость продукции затрат, не связанных с ее производством;

— поставка продукции, необходимой для выполнения государственных контрактов (контрактов), по ценам, превышающим рыночные цены;

— использование денежных средств, полученных по государственному контракту (контракту), на цели, не связанные с исполнением ГОЗ.

Эти запреты внесены в 275-ФЗ по инициативе ФАС России.

«В результате таких торгов приходит либо один участник рынка и выигрывает торги по максимальной цене, либо никто. Это позволяет государственному заказчику заключить договор с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся конкурсных процедур. Эти нарушения приводят к завышению цены государственных контрактов и существенным потерям федерального бюджета ввиду отсутствия ценовой конкуренции на торгах», — прокомментировал заместитель руководителя ФАС России Максим Овчинников.

Типовыми нарушениями в сфере ГОЗ в части 135-ФЗ являются нарушения статьи 10 закона — необоснованный отказ от заключения контракта со стороны головного исполнителя или исполнителя ГОЗ, навязывание доминирующим субъектом невыгодных условий договора своему контрагенту либо изъятие товара из обращения на рынке при наличии спроса на такой товар.

«Эти действия могут привести к срыву сроков исполнения государственных контрактов и контрактов по ГОЗ и к существенному увеличению стоимости продукции, поставляемой в адрес государственных заказчиков», — подчеркнул замглавы руководителя ФАС России.

Отдельно можно выделить нарушения статьи 11 Закона о защите конкуренции, в частности, заключение антиконкурентных соглашений между хозяйствующими субъектами, действующими на одном товарном рынке (в том числе сговор на торгах).

Также одним из видов нарушений в части 135-ФЗ являются ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов власти.

«В этом случае антимонопольный орган осуществляет работу по устранению административных барьеров, которые препятствуют развитию конкуренции как на уровне головных исполнителей ГОЗ, так и на уровне кооперации», — отметил Максим Овчинников.

Таким образом, Федеральная антимонопольная служба контролирует весь процесс планирования, размещения и исполнения ГОЗ.

Кроме того, ФАС России разрабатывает и внедряет инструменты превентивного воздействия, которые позволяют предотвратить нарушения антимонопольного законодательства и законодательства в сфере ГОЗ. К таким инструментам относятся правила недискриминационного доступа к сырью и комплектующим изделиям на монопольных рынках, разъяснения по вопросам ценообразования для хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке, а также институт предупреждений.

«Антимонопольное ведомство стремится не только пресекать нарушения, но и внедрять механизмы их предупреждения. Одним из таких механизмов является комплаенс для предприятий ОПК, направленный на минимизацию рисков нарушения антимонопольного законодательства, законодательства в сфере ГОЗ и профилактику таких нарушений», — прокомментировал Максим Овчинников.

Справка:

ФАС России является участником реформы контрольно-надзорной деятельности. Новая система госконтроля позволит снизить административную нагрузку на бизнес, повысит качество выполнения контрольно-надзорных функций и снизит уровень ущерба, наносимого конкуренции при нарушениях законодательства.

Антимонопольная служба будет публиковать сообщения о наиболее распространенных нарушениях в сфере антимонопольного законодательства, рекламы, тарифного регулирования, а также о типовых нарушениях в сфере госзаказа и гособоронзаказа.

Источник: ФАС России

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений