Напомним, что основными законами, регулирующими сферу гособоронзаказа, являются: Закон о государственном оборонном заказе
Одним из основных видов нарушений в рамках
Также в
— включение в себестоимость продукции затрат, не связанных с ее производством;
— поставка продукции, необходимой для выполнения государственных контрактов (контрактов), по ценам, превышающим рыночные цены;
— использование денежных средств, полученных по государственному контракту (контракту), на цели, не связанные с исполнением ГОЗ.
Эти запреты внесены в
«В результате таких торгов приходит либо один участник рынка и выигрывает торги по максимальной цене, либо никто. Это позволяет государственному заказчику заключить договор с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся конкурсных процедур. Эти нарушения приводят к завышению цены государственных контрактов и существенным потерям федерального бюджета ввиду отсутствия ценовой конкуренции на торгах», — прокомментировал заместитель руководителя ФАС России Максим Овчинников.
Типовыми нарушениями в сфере ГОЗ в части
«Эти действия могут привести к срыву сроков исполнения государственных контрактов и контрактов по ГОЗ и к существенному увеличению стоимости продукции, поставляемой в адрес государственных заказчиков», — подчеркнул замглавы руководителя ФАС России.
Отдельно можно выделить нарушения статьи 11 Закона о защите конкуренции, в частности, заключение антиконкурентных соглашений между хозяйствующими субъектами, действующими на одном товарном рынке (в том числе сговор на торгах).
Также одним из видов нарушений в части
«В этом случае антимонопольный орган осуществляет работу по устранению административных барьеров, которые препятствуют развитию конкуренции как на уровне головных исполнителей ГОЗ, так и на уровне кооперации», — отметил Максим Овчинников.
Таким образом, Федеральная антимонопольная служба контролирует весь процесс планирования, размещения и исполнения ГОЗ.
Кроме того, ФАС России разрабатывает и внедряет инструменты превентивного воздействия, которые позволяют предотвратить нарушения антимонопольного законодательства и законодательства в сфере ГОЗ. К таким инструментам относятся правила недискриминационного доступа к сырью и комплектующим изделиям на монопольных рынках, разъяснения по вопросам ценообразования для хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке, а также институт предупреждений.
«Антимонопольное ведомство стремится не только пресекать нарушения, но и внедрять механизмы их предупреждения. Одним из таких механизмов является комплаенс для предприятий ОПК, направленный на минимизацию рисков нарушения антимонопольного законодательства, законодательства в сфере ГОЗ и профилактику таких нарушений», — прокомментировал Максим Овчинников.
Справка:
ФАС России является участником реформы контрольно-надзорной деятельности. Новая система госконтроля позволит снизить административную нагрузку на бизнес, повысит качество выполнения контрольно-надзорных функций и снизит уровень ущерба, наносимого конкуренции при нарушениях законодательства.
Антимонопольная служба будет публиковать сообщения о наиболее распространенных нарушениях в сфере антимонопольного законодательства, рекламы, тарифного регулирования, а также о типовых нарушениях в сфере госзаказа и гособоронзаказа.
Источник: ФАС России