Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Рачик Петросянпрокомментировал на встрече с членами ОКЮР блок проблемных вопросов, касающихся проведения закупок по
«Мы отстаиваем экономическую суть в регулировании и не хотим заниматься установлением излишних запретов, которые без труда обходят, превращая такое регулирование в нагроможденную профанацию», — заявил заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян в ходе цикла круглых столов «Диалог с властью», организованных НП Партнерство «Объединение Корпоративных Юристов» (ОКЮР).
Рассматривая практику закупок по
«Стоит отметить, что общий объем закупок, осуществляемый „иными способами“, увеличился на 16% по сравнению с 2015 годом. В то же время закупки, проводимые „иными способами“, некоторые крупные заказчики относят к конкурентным. Однако многообразие процедур не способствует повышению прозрачности доступа к ним, а скорее наоборот — усложняют», — сообщил замглавы ФАС России.
Он напомнил, что законопроекты, предусматривающие поправки в оба закона, подготовленные при участии антимонопольной службы, прошли первое чтение и в настоящий момент готовятся к принятию во втором чтении. Кроме того, ФАС России принимает участие в разработке ряда законопроектов, направленных на совершенствование регулирования деятельности участников госзакупок.
В числе ключевых проблем в
«В связи с отсутствием в действующих нормах права раскрытия непосредственно предмета оценки по субъективным критериям, видов подтверждающих документов и порядка оценки, указанные данные определяются каждым заказчиком самостоятельно. По существу, такие закупки прекращаются в „узаконенный“ способ отбора „нужного“ исполнителя при отсутствии гарантии качества исполнения контракта», — подчеркнул Рачик Петросян.
Также в настоящий момент отсутствует эффективная поддержка субъектов малого предпринимательства (СМП). В законодательстве отсутствуют механизмы отбора и администрирования привлечения при исполнении контракта СМП в качестве субподрядчика, а также не содержат запрета на привлечение в качестве соисполнителей по контракту СМП, аффилированных с генеральным подрядчиком.
Крупные компании постоянно сталкиваются с претензиями антимонопольных органов к тем или иных закупкам даже в тех случаях, когда они проводятся в рамках утвержденных политик. Предметом споров становятся разнообразные условия определения победителя, требования к участникам закупки и документации. По словам президента НП ОКЮР Александры Нестеренко, в последнее время появляется большое количество судебных решений по данным проблемам, но в судебной практике сохраняются и противоречивые оценки. Риски сохраняются и в связи с различиями в подходе антимонопольных органов и судов.
«На фоне отсутствия надлежащего законодательного регулирования и творческого, а порой и расширительного подхода ФАС России к нормам права, в данной области остается достаточная неопределенность и есть объективная потребность в разъяснении и унификации подходов антимонопольных органов», — подчеркнула она.
Источник: ФАС России