С 1 января 2015 г. по 1 октября 2017 г. объем государственного долга регионов Дальневосточного федерального округа (ДФО) вырос на 32,7 млрд руб. или на 27,6% (по состоянию на 1 января 2015 г. объем госдолга регионов ДФО составлял 118,4 млрд руб., на 1 октября 2017 г. — 151,1 млрд руб.). Доля государственного долга регионов ДФО в общем объеме государственного долга регионов увеличилась с 6% до 7%.
Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Оценка состояния консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, с учетом обеспечения сбалансированности документов стратегического планирования в ходе реализации государственных программ Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, ....» и проверки использования в
Объекты анализа: Минвостокразвития России; высшие органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия), Приморского, Хабаровского, Камчатского краев, Амурской, Магаданской, Сахалинской областей, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа (по запросам); Минфина России, иные федеральные органы, АНО «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке», а также иные организации (по запросам).
Объекты контроля (совместно с КСП Магаданской области): Правительство Магаданской области, Министерство финансов Магаданской области, Министерство экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области, Министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области, Мэрия г. Магадана.
Проверяемый и исследуемый периоды:
С докладом выступил аудитор Счетной палаты Юрий Росляк.
Как было отмечено на Коллегии, ресурсное обеспечение мероприятий государственных программ Российской Федерации, реализуемых в Дальневосточном федеральном округе, в 2016 г. оценивается в объеме 481 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 183 млрд руб. (38% общего объема), в 2017 г. — в объеме 511 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 199 млрд руб. (39%).
Вместе с тем проведенный анализ показал, что до настоящего времени сбалансированная система стратегического управления развитием ДФО, обеспечивающая условия ускоренного социально-экономического развития, в полном объеме не сформирована.
Так, Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года не актуализировалась с момента ее принятия в 2009 г. и не приводилась в соответствие с Федеральным законом от №
При этом в настоящее время регионами, входящими в состав ДФО, ведется работа по корректировке стратегий социально-экономического развития регионов на долгосрочный период с учетом требований Федерального закона №
«Таким образом, в условиях несформированной единой системы целеполагания отмечаются риски неоптимального планирования и нерационального использования ресурсов при формировании и реализации федеральных и региональных документов стратегического планирования и отсутствия их сбалансированности», — отметил в ходе своего выступления на Коллегии Юрий Росляк.
В 2016 г. в Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация и Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации были внесены изменения, согласно которым с 1 января 2017 г. в федеральные целевые программы и госпрограммы подлежат включению разделы по опережающему развитию Дальнего Востока (далее — «дальневосточные» разделы). При формировании «дальневосточных» разделов установлены требования по достижению показателей социально-экономического развития регионов ДФО, уровень которых должен быть выше среднего по Российской Федерации. В то же время не определены требования к этапам и срокам достижения значений показателей социально-экономического развития этих регионов, что не обеспечивает системную взаимосвязь реализуемого на Дальнем Востоке комплекса мероприятий, а также концентрацию ресурсов на конкретных приоритетах.
По данным Минвостокразвития России, «дальневосточные» разделы и специальные мероприятия, направленные на опережающее развитие макрорегиона, по состоянию на 9 октября 2017 г. в наибольшей степени соответствующие установленным требованиям, выделены только в 4 из 27 государственных программ. В 16 госпрограммах и 2 проектах госпрограмм выделенные «дальневосточные» разделы не обеспечивают опережающего развития макрорегиона, в 5 госпрограммах — «дальневосточные» разделы отсутствуют.
Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что регионы ДФО значительно дифференцированы по уровню сбалансированности и дотационности их бюджетов. Так, Сахалинская область не относится к числу регионов, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. При этом в бюджете Камчатского края доля дотаций из федерального бюджета в течение двух последних отчетных финансовых лет превышала 40% объема собственных доходов консолидированного бюджета региона.
В 2014 г. с суммарным дефицитом в размере 43,6 млрд руб. исполнены консолидированные бюджеты 8 из 9 регионов ДФО, в 2015 г. с суммарным дефицитом 27,1 млрд руб. исполнены бюджеты 7 регионов ДФО, в 2016 г. с суммарным дефицитом 17,6 млрд руб. исполнены консолидированные бюджеты 6 регионов ДФО, на 1 октября 2017 г. с суммарным дефицитом 4,6 млрд руб. исполнены консолидированные бюджеты 5 регионов ДФО. При этом годовые бюджетные назначения консолидированных бюджетов всех 9 регионов ДФО на 2017 г. предусматривают дефициты, которые в суммарном выражении составляют 67,4 млрд руб.
С 1 января 2015 г. по 1 октября 2017 г. объем государственного долга регионов ДФО вырос на 32,7 млрд руб. или на 27,6% (по состоянию на 1 января 2015 г. объем госдолга регионов ДФО составлял 118,4 млрд руб., на 1 октября 2017 г. — 151,1 млрд руб.). Доля государственного долга регионов ДФО в общем объеме государственного долга регионов увеличилась с 6% до 7%.
По отношению к налоговым и неналоговым доходам объем государственного долга регионов ДФО на 1 октября 2017 г. составляет 32,9% (на 1 января 2015 г. — 29,4%). В целом по Российской Федерации этот показатель выше — 41,5% (35,4%).
По состоянию на 1 октября 2017 г. на территории ДФО создано 18 территорий опережающего социально-экономического развития в восьми регионах (не созданы в Магаданской области). К свободному порту Владивосток относятся территории муниципальных образований в пяти регионах ДФО. Объем налоговых доходов, полученных от резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток (по данным на 1 октября 2017 г. и без имущественных налогов физических лиц), пока не оказывает существенного влияния на доходы бюджетов регионов ДФО.
В рамках экспертно-аналитического мероприятия был проведен анализ данных реестров расходных обязательств регионов ДФО и сводов реестров расходных обязательств входящих в их состав муниципальных образований, который выявил различные подходы к их формированию. В результате оценка стоимости расходного обязательства региона в ряде случае оказалась ниже или равна объему средств на его исполнение.
Кроме того, у ряда регионов в 2017 и 2018 гг. наблюдается сокращение объема средств на исполнение расходных обязательств, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.
«Указанные факты являются признаком того, что данные реестров расходных обязательств регионов и сводов реестров расходных обязательств входящих в их состав муниципальных образований пока еще не стали надежным источником информации», констатировал аудитор.
Нарушения и недостатки, выявленные в ходе контрольного мероприятия в Магаданской области
Общий объем нарушений, выявленных в ходе проверки в Магаданской области, составил более 1 млрд руб., из которых 700 млн руб. — нарушения бюджетного законодательства, 309 млн руб. — нарушения при формировании областной адресной инвестиционной программы и почти 45 млн руб. — нарушения при осуществлении государственных и муниципальных закупок.
В частности, при проверке на объекте строительства областного онкологического диспансера были выявлены факты оплаты невыполненных работ на сумму 16 млн руб. Надлежащий строительный контроль за выполнением работ на объекте обеспечен не был. При приостановлении работ на объекте в
При проверке на объекте строительства очистных сооружений биологической очистки сточных вод в г. Магадане установлено увеличение цены контракта в отсутствие определенных законодательством оснований, а также оплата не предусмотренных контрактом объемов работ на сумму 10 млн руб.
Материалы направлены:
Коллегия приняла решение направить информационные письма Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации — полномочному представителю Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Трутневу Ю.П. и заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Козаку Д.Н, а также в мэрию г. Магадан, представления — в Правительство Магаданской области; Минстрой и Минздрав Магаданской области, обращение — в Генпрокуратуру. Отчеты о результатах экспертно-аналитического и контрольного мероприятий будут направлены в палаты Федерального Собрания.
Источник: Счетная палата РФ