Контроль за контролерами

 18.06.2018       851
Контроль за контролерами

РСПП опубликовал доклад, в котором проводит оценку реализации различными ведомствами проекта по реформированию контрольно-надзорной деятельности.

Доклад РСПП подводит первые итоги проведения комплексной реформы контрольно-надзорной деятельности, которая будет оцениваться не количеством ревизий, выписанных штрафов, выданных предписаний, а реальным сокращением смертности, травматизма и материального ущерба. В каком состоянии реформа, какие ведомства Союз выделяет как успешные в реализации реформы, а какие — как отстающие, «Расчет» узнал у Дарьи Перковской, директора департамента аудита АКГ «Деловой профиль».

Предполагается, что проведение реформы позволит снизить число проверок предприятий и индивидуальных предпринимателей до минимума. Инициаторы реформы надеются, что этот минимальный уровень контрольных мероприятий будет способен обеспечить необходимый уровень безопасности и качества деятельности бизнеса.

Старт реформы был положен в декабре 2008 года после принятия указа Президента РФ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» и Федерального закона № 294-ФЗ от 28 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В 2016 году реформа контрольно-надзорной деятельности получила статус приоритетной программы, которая рассчитана на срок до 2025 года.

Сама реформа предусматривает реализацию восьми приоритетных проектов. Введение риск-ориентированного подхода при проведении проверок в отношении бизнеса. То есть чем ниже потенциальный риск деятельности хозяйствующего субъекта, связанный с причинением вреда здоровью и жизни населения, окружающей среде, имуществу и безопасности, тем меньше должен быть надзор за данным предприятием.

Создание и запуск системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности. Предполагается отойти от действующей сегодня «палочной системы», предусматривающей количественную оценку выполнения предписанных процедур.

В соответствии с проектом планируется перейти на модель, основанную на оценке конечного результата надзорной деятельности, в этой связи разрабатываются перечни и значения показателей, которые позволяют формировать рейтинги систем управления результативностью и эффективностью для контрольных органов.

Предполагается внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований. Проект предусматривает, что надзорные органы будут не просто контролировать соблюдение требований, но и стимулировать бизнес к их соблюдению через информирование, разъяснение, консультирование и обучение.

В соответствии с проектом проводится инвентаризация всех требований, содержащихся в законах и подзаконных актах, чтобы исключить избыточные и дублирующие требования, а также привести их в соответствие с текущим уровнем технического и организационного развития бизнеса.

Власти намерены внедрить эффективные механизмы кадровой политики в деятельность контрольно-надзорных органов, а также системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений, автоматизировать процесс проверки.

Добиться этого можно через предусмотренную проектом цифровизацию межведомственного взаимодействия.


К чему приурочен доклад? Кому будет полезна эта информация?

Это второй доклад, подготовленный РСПП, который анализирует ход реформы и оценивает достигнутые результаты. Предыдущий рассматривал методические основы риск-ориентированного подхода в массовых видах государственного надзора, а также предлагал основные принципы формирования законодательства, модернизацию системы обязательных требований. Новый доклад оценивает итоги предыдущих двух лет, в течение которых проводилась подготовка к введению реформы, а также предлагает дальнейшие шаги по ее реализации.

Не секрет, что проблемы малого бизнеса начинаются уже на стадии открытия компаний, когда требуются согласования множества контролирующих структур, это формирует благоприятную среду для существования низовой коррупции и создает неравные условия для коммерсантов.

С 2016 года введен мораторий на проведение плановых проверок для малого бизнеса, который продлится до конца этого года, число ревизий снизилось на 30 процентов, но их эффективность остается низкой, а объемы выплаченных штрафов выросли. Сейчас рассматриваются продление моратория еще на три года и расширение его действие на предприятия и среднего бизнеса, но предприниматели не считают, что давление надзора на бизнес снижается. Поэтому данный доклад не просто проводит мониторинг реализации реформы, но содержит рекомендации бизнеса, которые позволят выстроить новую систему государственного надзора с учетом интересов предпринимателей. Доклад адресован прежде всего методологам проекта (Минюсту, Минсоцзащиты, Минкомсвязи и Минэкономразвития) и законодателям, на которых лежит работа по проведению реформы контрольно-надзорной деятельности.


Какие ведомства оценивались в докладе?

В докладе оценивались 16 контрольно-надзорных органов: МВД, ФАС, МЧС, ФНС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор (санэпиднадзор и потребнадзор), Роструд, Ространснадзор, Ростехнадзор, Росприроднадзор, Росреестр, Роскомнадзор, Росстандарт (метрологический надзор и надзор за соблюдением требований технических регламентов) и ФТС.

Не все из перечисленных ведомств являются непосредственными участниками реформы. При выделении объектов исследования РСПП учитывались виды наиболее массового и значимого для бизнеса контроля.

За рамками исследования остались отраслевые регуляторы, включенные в перечень участников реформы в соответствии с ее Программой, такие как ФМБА России, Росздравнадзор, Росрыболовство, Росалкогольрегулирование, Росавиация и органы исполнительной власти, а также федеральные министерства, курирующие контрольно-надзорные органы, хотя все они также являются участниками новой реформы.

Осуществленная РСПП произвольная выборка участников мониторинга ставит их в неравные условия. Одни — непосредственные участники Программы реформы — должны выполнять «дорожную карту» проектов, а к другим обязательных требований по реформированию не предъявляется.


По каким критериям оценивались ведомства?

Проверка каждого ведомства проводилась по пяти группам критериев, учитывающих специфику реализации приоритетных проектов реформы. Например, по блоку «Совершенствование обязательных требований» в расчет принимались: наличие перечня правовых актов, его исчерпывающий характер, актуальность и новизна, а также доступность для бизнеса самих документов списка, наличие возможности для самопроверки.

По направлению «Риск-ориентированный подход при осуществлении государственного контроля» в качестве критериев оценки выступали: наличие системы оценки уровня риска, применяемый метод оценки и другие специфические критерии, позволяющие оценить текущее состояние правоприменительной практики в риск-ориентированном подходе.

Все критерии, используемые для оценки, опирались на количественные показатели, такие как наличие или отсутствие документов, данных, а также доступность этой информации для пользователей, что применимо для оценки начального этапа реформы. Хотелось бы надеяться, что в следующих докладах будут оцениваться качественные показатели, а именно: насколько проводимое изменение согласуется с интересами предпринимателей? Позволяет ли нововведение повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности в каждом конкретном ведомстве? Снижается ли тем самым административная нагрузка на бизнес?

Было бы неплохо протестировать предлагаемые электронные сервисы, в том числе для самоконтроля, чтобы оценить их качество и практическую пользу для бизнеса.


Какое ведомство, по мнению РСПП, стало лучшим?

Результаты мониторинга неоднозначны, хотя лучшими в оценках признаны Росприроднадзор и Роструд, но это совсем не означает, что в этих органах реформа уже проведена. По мнению РСПП, эти ведомства лишь показали хорошую динамику в ее реализации. Но Роструд и Росприроднадзор показали наибольшую согласованность в раскрытии, систематизации и актуализации обязательных требований. Кроме того, данные ведомства пока лишь выполняют формальные требования в реализации проектов реформы. Оценку реального прогресса можно дать лишь после анализа качественных изменений, что может стать возможным уже в следующем году.


Какое ведомство стало худшим?

Худшим в оценках РСПП стал Росстандарт, так как он не является непосредственным участником проекта «Реформы контрольной и надзорной деятельности», сейчас это ведомство не должно выполнять требования проектов реформы.

Роспотребнадзор, наоборот, находится в числе непосредственных участников Программы проведения реформы, но набранный им по результатам мониторинга низкий балл показывает, что ведомство существенно отстает и не обеспечило выполнения даже минимальных требований по реализации реформы.

Кроме того, предыдущий доклад оценивал текущее состояние основных аспектов контрольной и надзорной деятельности, а нынешний оценивает динамику. Отсутствие видимого движения по направлению реформирования привело к снижению оценок деятельности некоторых ведомств.


Как оценивают работу ФНС в РСПП?

Работа Федеральной налоговой службы по проведению преобразований контрольно-надзорной деятельности оценивается достаточно хорошо. Но эти успехи были достигнуты не за последние два года. Развитие информационного ресурса ФНС и в «дореформенный период» относилось к числу лучших российских контрольно-надзорных практик.


Как в целом РСПП оценивает реформу контроля?

Сегодня пока рано давать оценки результатам реформирования, оно только началось, предстоит еще долгий процесс преобразований. Однако рекомендации, предложенные РСПП в предыдущем докладе, не нашли практического применения в проводимой реформе. Поэтому хотелось бы, чтобы предложения, содержащиеся в новом докладе, получили отражение в подготовке реформы контрольно-надзорной деятельности.


Далеко впереди

О том, почему фискальная служба оказалась в условном рейтинге самых удобных и открытых ведомств России, рассказала Ирина Буцкая, ведущий консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения ООО «ИК Ю-Софт».

Говоря о проверках компаний, многие коммерсанты тут же вспоминают про ФНС. Все проверки непростые, но фискальные — самые волнительные для большинства предпринимателей, российское законодательство все еще содержит множество белых пятен и серых зон, оказываясь в которых, бизнес не знает, что делать и как поступить, особенно если речь идет о небольших компаниях, где учредитель и генеральный директор — это одно лицо, а все сотрудники компании, пусть даже из несколько десятков, находятся в разных точках страны. Такое сегодня не редкость.


Второе место

В рейтинге мониторинга Налоговая служба занимает второе место. Можно, наверное, даже сказать — делит первое место с Росприроднадзором.

Основным приоритетом ведомства является развитие IT-технологии. По количеству созданных сервисов и цифровизации работы это, пожалуй, самая развитая госструктура в России на сегодняшний день. В начале лета Служба запустила новый сервис «Прозрачный бизнес», это одно из самых обсуждаемых в бизнес-сообществе нововведений ФНС.

Кроме работы в Сети, в Службе весьма эффективно работает система досудебного обжалования. Из числа ведомств, участвующих в проекте по реформации надзорной деятельности, только в МЧС и ФНС установлены сроки рассмотрения жалоб 15 дней. В остальных органах госвласти действует стандартный 30-дневный период. Кроме того, указание на то, что жалоба должна изучаться с участием заявителей, в нормативных актах имеется частично только в отношении двух надзорных органов: ФТС и ФНС.


Горячая линия

В фискальной службе хорошо построена работа и по консультированию налогоплательщиков. ФНС открыла для коммерсантов бесплатный общефедеральный телефонный номер единого Контакт-центра — 8-800-222-22-22, где производится консультирование по вопросам, связанным с налогообложением: о сроках уплаты имущественных налогов, процедурах государственной регистрации, порядке получения имущественных и социальных вычетов, возможностях электронных сервисов ведомства, графике работы инспекций и др.

Источник: Бухгалтерия.ру

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений