В ходе проверки четырех НПФ и ПФР выявлено 90 нарушений законодательства Российской Федерации.
На начало 2018 г. в негосударственных пенсионных фондах (НПФ) формируют пенсионные накопления 34,3 млн человек (на начало 2015 г. — 22,1 млн человек). Объем пенсионных накоплений в этих НПФ составил 2 410 млрд руб. (на начало 2015 г. — 1 132 млрд руб.).
«Банком России приняты не все нормативные правовые акты, регулирующие деятельность НПФ. Типовые страховые правила не приведены в соответствие с действующим законодательством, не определена методика утверждения индикатора финансового рынка, отсутствие которого не позволяет оценить эффективность управления накоплениями граждан», — сообщил аудитор Владимир Катренко, выступая на заседании Коллегии Счетной палаты по результатам проверки деятельности негосударственных пенсионных фондов. По его словам, Банком России также не принят порядок ведения НПФ пенсионных счетов застрахованных лиц.
В ходе проверки четырех НПФ и ПФР выявлено 90 нарушений законодательства Российской Федерации.
В частности, установлена несвоевременная передача НПФ новым страховщикам пенсионных накоплений, что приводило к нарушению прав граждан на инвестирование пенсионных накоплений у нового страховщика и к потере ими дохода.
НПФ инвестировали пенсионные накопления умерших застрахованных лиц, а доход от инвестирования зачисляли в резерв по обязательному пенсионному страхованию.
Кроме того, НПФ переводили в ПФР доход от инвестирования средств материнского капитала без соответствующего требования на возврат этих средств. ПФР излишне перечисленные средства материнского капитала возвращал в НПФ в срок от 31 до 208 дней. По словам аудитора, в этот период граждане теряли доход. «Сам ПФР нарушал сроки отзыва из НПФ материнского капитала в 62% проверенных случаях. Период отзыва составлял до 148 дней вместо установленных 90 дней», — заявил аудитор.
В ходе проверки были выявлены нарушения законодательства при установлении НПФ пенсионных выплат. Так, при назначении накопительной пенсии «досрочникам», обратившимся за назначением пенсии позже возникновения права на нее, неверно рассчитывался ожидаемый период выплаты (показатель, применяемый при расчете накопительной пенсии).
Счетной палатой установлено, что при определении права на выплаты за счет средств пенсионных накоплений НПФ отдают предпочтение вместо назначения пожизненной накопительной пенсии единовременной выплате.
С 2014 по 2017 год проверенными НПФ было назначено 182 тыс. пенсионных выплат, из которых 172 тыс. выплат являются единовременными.
В целом это связано с незначительным объемом пенсионных накоплений граждан. Так, средний размер единовременной выплаты составляет от 10 до 40 тыс. руб. Однако, выявлены случаи, когда единовременная выплата предоставлялась с нарушением законодательства, и ее размер мог составить более 250 тыс. рублей.
Как отметил аудитор, нарушений законодательства при предоставлении выплат можно было бы избежать, если бы в законодательстве была определена четкая последовательность действий страховщика при установлении этих выплат.
В ходе проверки также была установлена необходимость совершенствования действующего пенсионного законодательства по ряду вопросов.
Так, Счетная палата предлагает Правительству РФ привести содержание форм информирования застрахованных лиц НПФ и ПФР в соответствие с объемом информации, которая содержится на пенсионных счетах граждан. Отсутствие полных сведений в информации, направляемой застрахованным лицам, несет в себе риски подачи заявления о досрочной смене страховщика с убытками для застрахованного лица, а также не позволяет застрахованному лицу оценить результаты инвестирования пенсионных накоплений.
Предлагается также установить период между возникновением права на пенсию и обращением за ее получением. Этот период необходим для четырехкратного увеличения взноса, который вносится государством за граждан, добровольно уплачивающих взносы на формирование своей накопительной пенсии в объеме 12 тыс. в год.
По итогам проверки Счетная палата направит представления об устранении нарушений в Пенсионный фонд РФ, НПФ «САФМАР», «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», «АВТОВАЗ», «Национальный», обращение в Генпрокуратуру, информационные письма в Правительство России и Центральный Банк, а также отчет в палаты Федерального Собрания.
Источник: Счетная палата РФ