В Государственной думе Российской Федерации состоялось заседание рабочей группы по совершенствованию процедур обеспечения питанием социальных учреждений. Эксперты проекта ОНФ «За честные закупки» отметили положительный опыт организации закупок питания в Москве и Санкт-Петербурге и предложили внести на рассмотрение в Государственную думу законопроект о независимой оценке качества питания в образовательных и медицинских организациях.
Заместитель начальника Главного контрольного управления города Москвы Владислав Овчинский поделился столичным опытом организации закупок. «У нас есть несколько решений, которые уже не первый год работают. Что касается самой процедуры закупки, в Москве четыре года назад утверждена типовая документация для закупок питания всей социальной сферы. Для каждой предусмотрены свои особенности, но при этом она типовая и позволяет убрать 90% проблемных вопросов, связанных с процедурой закупки. Помимо этого, ведется постоянная работа по автоматизации и централизации закупочной деятельности данной отрасли», — заявил Владислав Овчинский.
Также он подчеркнул, что в столице есть специальный орган, уполномоченный исключительно на осуществление контроля за питанием в социальных учреждениях — это Государственная инспекция города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (МосГИК).
Об уникальном проекте «Москвёнок», реализуемом в Москве с 2012 года, рассказал представитель Департамента информационных технологий города Москвы Евгений Симановский. «Одной из основных функций информационной системы „Москвёнок“ является предоставление питания без использования наличных денежных средств, что включает в себя получение детьми как льготного, так платного питания в буфетах и столовых. На сегодняшний день более 95% столичных школ и детских садов оснащено данной системой. Для школ — это удобный инструмент взаимодействия с поставщиками питания, для города же — эффективный инструмент по контролю за расходованием бюджетных средств, которые тратятся на льготное питание, потому что каждая порция заказанного льготного питания, по сути, персонифицирована», — сказал он.
Начальник Управления социального питания Правительства Санкт-Петербурга Наталья Петрова рассказала о профильном региональном органе власти — Управлении социальным питанием, которое осуществляет координацию деятельности системы соцпитания города. Она отметила, что Управление ведет контроль качества и безопасности пищевых продуктов, продовольственного сырья, продукции общественного питания. «У нас прекрасная лаборатория — „СОЦПИТ“, имеющая 6 филиалов. Она великолепно оснащена, в том числе оборудованием для выявления ГМО. За год мы проводим не менее 800 проверок. Есть при Управлении учебно-курсовой комбинат. Закон о социальном питании регламентирует необходимость переобучения каждого сотрудника пищеблока, соцучреждения не реже одного раза в три года. Это тоже составная часть качества, так как оно складывается как из продуктов, так и из мастерства повара, потому что любой продукт можно испортить», — рассказала Наталья Петрова.
Председатель Комитета государственного заказа Вологодской области Александр Торопов сообщил, что в 2016 году Комитет принял решение о пилотном проекте по централизации закупок питания в социальные учреждения. «Мы исходили из одного простого тезиса: заказчику, зачастую, главное подписать контракт, а его исполнению должного внимания не уделяется. Мы выделили типичную функцию для всех учреждений — приемку продукции и, проанализировав, поняли, что она осуществляется неквалифицированными специалистами. Из этого мы и сформировали коммерческую услугу — в задачи склада входят приемка товаров, проверка качества, а также складирование и логистика. Мы охватили учреждения социальной защиты, образования и здравоохранения», — рассказал Торопов.
Участники рабочей группы отдельно подчеркнули, что проблему питания нужно решать как на региональном, так и на федеральном уровне. Руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Валерий Алексеев отметил, что в данный момент можно ориентироваться на уже хорошо себя зарекомендовавшие системы организации питания в Москве и Санкт-Петербурге. «По оценкам экспертов в этой отрасли ежегодно оборачиваются от 400 до 650 млрд рублей в десятках тысяч организаций, обслуживающих ежегодно более 50 млн человек. Мы считаем, что необходимо внести изменения в 323 ФЗ „Об основах охраны здоровья граждан“, 273 ФЗ „Об образовании“ и 442 ФЗ „Об основах социального обслуживания граждан“ в части процедуры независимой оценки качества, дополнив ее оценкой качества питания, чтобы системно собирать данные по проблемам. Кроме того, этот анализ позволит и выявить регионы-лидеры с их успешными практиками», — сказал Валерий Алексеев.
Виктор Рожков, координатор проекта ОНФ «Народная оценка качества» рассказал о работе Народного фронта в части независимой оценки качества. «Независимая оценка качества, предусмотренная „майскими указами“ Президента России Владимира Путина в 2012 году, это система обратной связи, когда органы власти должны учитывать мнение людей при выстраивании работы организаций социальной сферы. Мы в Народном фронте выстраиваем эту обратную связь через параллельный инструмент „Народную оценку качества“. И выводы независимой и народной оценки часто не совпадают. Но в разрезе питания независимая оценка пока не производится, хотя в ходе мониторингов народной оценки было отмечено, что почти в каждой шестой школе у родителей есть конкретные претензии по качеству или количеству питания. Для того чтобы мнение людей стало для них обязательным и это проявлялось в конкретных действиях, необходимо предусмотреть новые критерии», — заявил Виктор Рожков.
«Это первый только первый шаг в нашей работе. Уверен, в осеннюю сессию мы постараемся внести еще несколько инициатив, которые мы подробно обсудили с экспертами, чтобы уже начиная с 2019 года можно было на деле ощутить результаты нашей работы», — заключил координатор проекта ОНФ «За честные закупки», депутат Государственной думы Антон Гетта.
Источник: Официальный сайт мэра Москвы