Исследование, посвященное первым результатам внедрения проверочных листов контрольно-надзорными органами, было представлено в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации. Подробнее об этом читайте в ближайшем номере журнала «Финконтроль». А пока — краткая информация.
Эксперты в ходе исследования проанализировали формы чек-листов, в том числе заполненных, сопоставили чек-листы одобренные на Проектном комитете приоритетной программы с зарегистрированными в Минюсте РФ. Анализ применения проверочных листов показывает, что отсутствует единая практика оформления результатов проверки, проведенной с применением проверочных листов. В большинстве случаев в актах проверки не содержатся ссылки на конкретные пункты вопросов проверочного листа, которые позволили выявить нарушения, то есть чек-лист не используется как работающий вспомогательный инструмент при проведении проверки. В результате в материалах проверок встречаются несоответствия выявленных нарушений в проверочном листе и нарушений, зафиксированных в актах проверки.
Кроме того, анализ позволил установить, что некоторые контрольно-надзорные органы осуществляют проверку исполнения обязательных требований, не предусмотренных проверочными листами, что является грубым нарушением законодательства. По результатам анализа экспертами были даны рекомендации контрольно-надзорным органам по доработке проверочных листов.
Кроме того, был проведен социологический опрос инспекторов и представителей бизнеса по вопросу практики применения проверочных листов. В частности, в опросе приняли участие 6322 респондентов из 8 контрольно-надзорных органов. Более трети респондентов являются представителями МЧС России (35,5%), а наименьшую активность в опросе среди федеральных органов исполнительной власти — участников реализации приоритетной программы по проведению профилактических мероприятий проявили Росздравнадзор (0,8%) и Роспотребнадзор (всего 2 респондента).
Опрос показал, что более половины опрошенных (54,5%) еще не проводили проверки с использованием чек-листов. Хотя бы одну такую проверку провело 21,3% инспекторов, 10,1% опрошенных успели провести две проверки по проверочным листам. Более трети (35,64%) респондентов используют один проверочный лист при проверках, и 14,08% используют три и более проверочных листов. При этом большинство опрошенных называют вопросы проверочных листов «понятными» (69,17%) или частично понятными (29,75%), и только 1,08% респондентов совсем не поняли вопросы. Что касается длительности проведения проверки, почти половина опрошенных (49,57%) указала, что тратит на один проверочный лист не более одного часа. Однако сохраняется серьезная доля тех, кто тратит на проверку более 4 часов (17,19%), что указывает на неоптимальность используемых проверочных листов. В вопросе использования чек-листов для самооценки и самостоятельной передачи ее результатов в контрольный орган мнения разделились. Примерно половина не верит, что самообследование может сократить число плановых проверок, другая половина полагает это возможным при выполнении дополнительных условий (например, выборочная проверка тех, кто провел самообследование). В настоящее время подавляющее большинство респондентов (98,33%) проверяют дополнительные документы у подконтрольных субъектов для заполнения ответа на вопрос в проверочном листе. При этом более половины респондентов (59,86%) считают, что выездные проверки с применением проверочных листов проходят дольше по времени, так как нужно дополнительно заполнять еще один документ, но только 5,15% считает, что от их использования выездная проверка стала сложнее. А 13,35% опрошенных считают, что от использования проверочных листов выездная проверка стала проще и понятнее.
Что касается представителей бизнеса, три четверти опрошенных подконтрольных субъектов (75,56%) не сталкивались с проверками с использованием проверочных листов, а одна четверть (24,44%) подвергалась хотя бы один раз. Несмотря на то, что совокупно 68,89% опрошенных считают, что проверочные листы содержат все или наиболее значимые обязательные требования, также можно отметить, что совокупно 75,5% опрошенных считают, что проверочные листы одновременно содержат избыточные, дублирующие друг друга, устаревшие или отсутствующие в законодательстве требования. Почти половине опрошенных бизнесменов (46,67%) понятны вопросы в проверочных листах и только 3,33% оценили вопросы как непонятные. При этом большинство опрошенных (72,22%) считают, что вопросы в проверочных листах изначально должны быть сформулированы доступно и понятно так, чтобы по ним не требовалось дополнительных разъяснений. Подавляющее большинство опрошенных предпринимателей готово проводить самообследования (91,12% ), особенно если появится удобный сервис в электронном виде (38,89%), проверки станут более редкими (35,56%) и в проверочном листе останутся только основные требования для самообследования (16,67%). Совокупно половина опрошенных (50%) готовы тратить на самообследование не более одного часа, при этом 17,78% готовы посвятить этому и целый рабочий день.
В целом многие опрошенные как со стороны бизнеса, так и со стороны инспекторского состава указали в форме свободного ответа на необходимость перевода проверочных листов в электронный вид.
Исследование проводится в два этапа. Первый завершился в июле 2018 года, результаты второго будут получены к декабрю 2018 года. Целью анализа стало выявление направлений совершенствования действующей системы формирования и применения проверочных листов.
Проверочные листы, как инструмент проведения проверки, начал применяться с 2018 года 8 контрольно-надзорными органами (МЧС, Росздравнадзор, Ростехнадзор, Россельхознадзор, Роструд, Росприроднадзор, Ространснадзор, Роспотребнадзор).
Источник: Контроль-надзор.рф