Рекомендации Минфина по осуществлению закупок в переходный период

 09.11.2018       2485
Рекомендации Минфина по осуществлению закупок в переходный период

С 1 июля 2018 года действуют изменения, внесенные федеральными законами от 31 декабря 2017 года № 504-ФЗ и 505-ФЗ в законы о контрактной системе № 44-ФЗ и о закупках № 223-ФЗ. В Информационном письме от 2 октября 2018 года № 24-06-08/70718 «О начале функционирования электронных площадок, специализированной электронной площадки, применении Федеральных законов от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ и 223-ФЗ» (далее — Письмо № 24-06-08/70718) приведена позиция Минфина в отношении переходного периода, в течение которого поэтапно вводятся основные новации, предусмотренные указанными выше федеральными законами.

Электронные закупки

Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ, с 01.07.2018 проводимые в электронной форме открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее — электронные процедуры), а также закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (в случаях, установленных решением Правительства РФ, предусмотренным ч. 3 ст. 84.1 Закона о контрактной системе) должны осуществляться с учетом особенностей, определенных ст. 24.1 Закона о контрактной системе.

В силу ч. 1 указанной статьи проведение электронных процедур, закрытых электронных процедур, в том числе направление участниками закупок запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, подача участниками закупок заявок на участие в закупке, предложений о цене контракта, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению закупок доступа к заявкам, сопоставление предложений о цене контракта участников закупки, формирование протоколов, заключение контракта с победителем закупки, обеспечивается на электронной площадке, требования к которой будут устанавливаться Правительством РФ.

Напомним, что исходя из ч. 43 ст. 112 Закона о контрактной системе бюджетные учреждения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд:

  • с 01.07.2018 вправе определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, запроса предложений в электронной форме, запроса котировок в электронной форме;

  • с 01.01.2019 должны будут определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных процедур. При этом учреждения не будут вправе проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме.

Отметим, что указанные положения не распространяются на заказчиков в случае осуществления закупок, поименованных в ст. 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 1 ст. 24.1 Закона о контрактной системе проведение электронных процедур обеспечивается на электронной площадке оператором электронной площадки. Требования к электронным площадкам установлены Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 № 656 «О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки» (далее — Постановление № 656).

В соответствии с ч. 10.1 ст. 112 Закона о контрактной системе до даты начала функционирования операторов электронных площадок, определенных Правительством РФ на основании ч. 3 ст. 24.1 названного закона (далее — новые электронные площадки), закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных процедур осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках. При этом сохраняется порядок функционирования таких площадок, установленный до дня вступления в силу Закона о контрактной системе. Порядок проведения электронных процедур на таких площадках должен соответствовать требованиям Закона о контрактной системе. Заключение контрактов по результатам указанных процедур осуществляется на таких электронных площадках.

Исходя из п. 9 Постановления № 656 датой начала функционирования электронной площадки является дата заключения соглашения о функционировании электронной площадки, подписываемого Минфином и ФАС. Следовательно, в период с 01.07.2018 и до начала функционирования новых электронных площадок, предельная дата которого определена в п. 4 Постановления № 656 (01.10.2018):

  • бюджетные учреждения вправе проводить указанные в п. 1 ч. 43 ст. 112 Закона о контрактной системе электронные процедуры на ранее отобранных электронных площадках;

  • ранее отобранные электронные площадки обеспечивают проведение новых электронных процедур в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;

  • ранее отобранные электронные площадки продолжают функционирование в ранее установленном порядке.

В Письме № 24-06-08/70718 сообщается, что в соответствии с п. 4 Постановления № 65601.10.2018 заключены соглашения о функционировании электронной площадки, специализированной электронной площадки со всеми операторами электронных площадок (АО «АГЗРТ», АО «ЕЭТП», АО «РАД», АО «ТЭК-Торг», АО «ЭТС», ЗАО «Сбербанк-АСТ», ООО «РТС-тендер», ООО ЭТП ГПБ), оператором специализированной электронной площадки (ООО «АСТ ГОЗ»), включенными в перечни, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р.

С учетом положений ч. 10.1 ст. 112 Закона о контрактной системе, а также заключения 01.10.2018 соглашений:

  • электронные процедуры, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок до 01.10.2018, проводятся на ранее отобранных электронных площадках (АО «АГЗРТ», АО «ЕЭТП», АО «РАД», АО «ЭТС», ЗАО «Сбербанк-АСТ», ООО «РТС-тендер»), которые обеспечивают проведение названных электронных процедур в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и в ранее установленном порядке функционирования таких электронных площадок, в том числе с сохранением ранее установленного порядка открытия и ведения счетов участников закупок для обеспечения участия в электронных процедурах в аналитическом учете оператора электронной площадки на счете такого оператора в расчетной организации, установленном в приложении 5 к Соглашению о функционировании электронной площадки от 04.05.2010;

  • электронные процедуры, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок, начиная с 01.10.2018 (включительно) проводятся на электронных площадках, операторы которых включены в перечень, являющийся приложением 1 к Распоряжению Правительства РФ № 1447-р (АО «АГЗРТ», АО «ЕЭТП», АО «РАД», АО «ТЭК-Торг», АО «ЭТС», ЗАО «Сбербанк-АСТ», ООО «РТС-тендер», ООО ЭТП ГПБ), функционирующих в соответствии с требованиями, установленными Постановлением № 656, в том числе в части нового механизма обеспечения заявок с использованием специальных счетов, открытых участниками закупок в банках, перечень которых утвержден Распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 № 1451-р (далее — специальный счет, уполномоченный банк).

Открытие специальных счетов

Частью 10 ст. 44 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Уполномоченный банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки. В соответствии с ч. 12 ст. 44 Закона о контрактной системе требования к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.05.2018 № 626.

Напомним, что в Письме от 27.08.2018 № 24-03-07/60842 «По вопросу открытия специальных счетов бюджетными учреждениями» Минфином отмечалось: поскольку Законом о контрактной системе предусмотрено открытие специального счета, бюджетные учреждения вправе открывать специальные счета для обеспечения заявок на участие в электронных способах определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ.

При этом, по мнению Минфина, с учетом целевого характера расходования финансовых средств бюджетные учреждения вправе учитывать на специальных счетах финансовые средства только в объеме, необходимом для обеспечения заявки, поданной для участия в конкретной электронной процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Также Минфин отмечал, что в настоящее время готовятся изменения в Законе о контрактной системе в части исключения обязанности бюджетного учреждения предоставлять обеспечение заявки на участие в закупке.

Установление требования к обеспечению заявок

Исходя из положений ст. 44 Закона о контрактной системе учреждение обязано установить обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах в случаях, когда начальная (максимальная) цена контракта превышает 5 млн руб., либо в случаях, установленных Правительством РФ. Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки. При этом отменено ограничение на обеспечение заявки на участие в электронных аукционах только путем внесения денежных средств.

Обратите внимание: по 30.06.2019 включительно обеспечение заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств (ч. 52 ст. 112 Закона о контрактной системе).

Согласно ч. 10 ст. 44 Закона о контрактной системе денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок для участия в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ.

Начиная с 01.07.2018 размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе должен составлять:

  • от 0,5 до 1% начальной (максимальной) цены контракта, если размер начальной (максимальной) цены контракта составляет от 5 млн до 20 млн руб.;

  • от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта составляет более 20 млн руб.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 № 439 «Об утверждении значения начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах» начиная с 01.07.2018 учреждения обязаны установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при превышении значения начальной (максимальной) цены контракта 1 млн руб. Следовательно, если начальная (максимальная) цена контракта превышает указанную сумму, бюджетное учреждение обязано установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах. При этом размер такого обеспечения положениями Закона о контрактной системе не определен. Однако в силу п. 2 ст. 6 ГК РФ при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Следовательно, с 01.07.2018 целесообразно устанавливать размер обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах, начальная (максимальная) цена контракта в которых составляет от 1 млн до 5 млн руб., по аналогии права в пределах, установленных для контактов, размер начальной (максимальной) цены в которых составляет от 5 млн до 20 млн руб.

Таким образом, исходя из положений ч. 16 ст. 44 Закона о контрактной системе (в редакции, вступившей в силу с 01.07.2018) размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе должен составлять от 0,5 до 1% начальной (максимальной) цены контракта.

Минфин отмечает, что Закон о контрактной системе не содержит запрет на установление заказчиком требования обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов в случае, когда начальная (максимальная) цена контракта не превышает 1 млн руб.

Как мы отметили выше, ст. 44 Закона о контрактной системе установлены требования к обеспечению заявок исключительно на участие в конкурсах и аукционах. Вместе с тем согласно п. 1 ч. 4 ст. 83 обозначенного закона извещение о проведении запроса предложений должно содержать в том числе информацию, предусмотренную п. 7 ст. 42закона, в случае заключения контракта в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе (признания повторного конкурса несостоявшимся в силу ч. 4 ст. 55закона).

На основании п. 7 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должны содержаться информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии.

Аналогичные положения предусмотрены в п. 2 ч. 4 ст. 83.1 Закона о контрактной системе в отношении запроса предложений в электронной форме в случае заключения контракта в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 83.1 Закона о контрактной системе (признания открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона несостоявшимися исходя из ч. 4 ст. 55.1 и ч. 4 ст. 71 Закона о контрактной системе).

С учетом того, что в случаях, предусмотренных п. 8 ч. 2 ст. 83, п. 5 ч. 2 ст. 83.1 Закона о контрактной системе, запрос предложений, запрос предложений в электронной форме проводятся вследствие признания несостоявшимися конкурсов и аукционов, при проведении таких запросов предложений с опорой на ст. 6 ГК РФ представляется целесообразным и разумным установление требований к обеспечению заявок, предусмотренных ст. 44 Закона о контрактной системе в отношении соответствующего конкурса или аукциона, признанного несостоявшимся и явившегося основанием для проведения запроса предложений, запроса предложений в электронной форме.

Проведение конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства

В силу ч. 10 ст. 3.4 Закона о закупках проведение конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется заказчиком на электронной площадке, функционирующей в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Законом о контрактной системе, и дополнительными требованиями, установленными Правительством РФ. Частью 11 ст. 3.4 Закона о закупках установлено, что Правительство РФ утверждает перечень операторов электронных площадок, которые соответствуют таким требованиям.

Согласно ч. 14 ст. 8 Закона о закупках положения ст. 3.4 Закона о закупкахприменяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после даты начала функционирования операторов электронных площадок в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Законом о контрактной системе, и дополнительными требованиями, установленными Правительством РФ в соответствии с ч. 10 ст. 3.4 Закона о закупках.

На основании изложенного с учетом заключения с операторами электронных площадок соглашений 01.10.2018 заказчики, приведшие согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ положения о закупке в соответствие требованиям Закона о закупках (в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ), проводят конкурентные закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства исключительно на электронных площадках, операторы которых включены в перечень, являющийся приложением 1 к Распоряжению Правительства РФ № 1447-р.

Согласно ч. 1 ст. 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии со ст. 3.3 Закона о закупках, ч. 1 которой установлен перечень действий, обеспечиваемых и осуществляемых оператором электронной площадки на электронной площадке при проведении конкурентной закупки в электронной форме.

Так, согласно ч. 1 ст. 3.3 Закона о закупках при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме направление участниками такой закупки запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке, размещение в единой информационной системе в сфере закупок данных разъяснений, подача заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению конкурентных закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, формирование проектов протоколов, составляемых в соответствии с Законом о закупках, обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.

При этом ч. 2 ст. 3.3 Закона о закупках установлено, что под оператором электронной площадки понимается юридическое лицо, владеющее электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования оборудованием и программно-техническими средствами, и обеспечивающее проведение конкурентных закупок в электронной форме в соответствии с Законом о закупках.

Законом о закупках возможность информационного взаимодействия оператора электронной площадки с иными информационными системами (за исключением единой информационной системы в сфере закупок) для осуществления вышеуказанных действий, в том числе с иными электронными площадками, не предусмотрена.

На основании изложенного с учетом исчерпывающего субъектного состава лиц, установленного ч. 1 ст. 3.3, ч. 10, 11 ст. 3.4 Закона о закупках, при осуществлении конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, действия участников закупки, заказчика, предусмотренные ст. 3.2 — 3.4 Закона о закупках, осуществляются исключительно на электронных площадках, операторы которых включены в перечень, являющийся приложением 1 к Распоряжению Правительства РФ № 1447-р.

Автор: А. Павелин, эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Источник: Audit-it.ru

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений