Государство в последние годы выделяет значительные средства на укрепление обороны. Годовой военный бюджет давно перевалил за триллион. За тем, правильно ли расходуются немалые бюджетные средства, следит финансово-экономическая служба российской армии. 22 октября это «ведомство строгой отчетности» отмечает
— Евгений Геннадьевич, почему именно 22 октября финансово-экономическая служба отмечает
— Сто лет назад в создаваемой тогда Красной армии шло становление и органов финансового обеспечения. Армия императорской России ушла в небытие. А вместе с ней и прежние финансовые органы. Для финансового обеспечения новой армии понадобились новые структуры. И вот 22 октября 1918 года было объявлено Положение о Финансовом отделе при Реввоенсовете Республики. С момента юридического оформления этого самостоятельного финансового органа, обеспечивавшего снабжение армии, и ведет историю финансово-экономическая служба. День финансово-экономической службы, который отмечается ежегодно 22 октября.
Правда, становление новой структуры шло долго. Лишь в 1932 году было введено в действие Положение о финансовых органах Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Тогда в полках, кстати, была введена должность начальника финансовой части, который подчинялся непосредственно командиру.
Финорганы не раз переименовывались. В разные периоды истории существовали Военно-финансовое управление Красной Армии, Главное военно-финансовое управление РККА, Финансовый отдел Реввоенсовета СССР и т.д.
— И много получали красноармейцы в годы гражданской войны и интервенции?
— В
— А в годы Великой Отечественной какими были главные задачи военных финансистов?
— Связанные с войной расходы СССР в
В августе 1941 года было создано Управление полевых учреждений Госбанка СССР. Этот день считается Днем создания системы полевых учреждений Центрального банка страны. В первый год войны было создано 598 полевых учреждений Госбанка СССР, в том числе 14 полевых контор. Только с июня по декабрь 1941 года через полевые учреждения прошло 6,58 млрд рублей.
К концу войны полевые учреждения Госбанка функционировали на территории 14 иностранных государств. В этот период финансирование войск осуществлялось в 25 валютах, среди которых были изготовляемые фабриками Гознака немецкие военные марки, румынские военные леи и венгерские военные пенго.
— Чем конкретно занимались военные финансисты в войсках?
— Специалисты финансовой службы Вооруженных сил вели регулярное начисление и выплату денежного довольствия и премиальных всему личному составу, а также контролировали правильность и своевременность этих отчислений. Кстати, в последние годы было рассекречено много архивных военно-финансовых документов той поры. Например, ведомости выдачи денежного довольствия офицерам воинских частей. Сохранились ведомости, которые велись в штабах авиационных дивизий под командованием трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина и сына Сталина — генерал-майор Василий Сталин. Их ежемесячные оклады (без надбавок) — 3600 рублей.
— И как же распоряжались деньгами фронтовые офицеры, где хранили?
— Хороший вопрос. Военно-финансовой службой была проведена большая работа по сокращению наличного денежного оборота в армии и на флоте и переводу огромных объемов средств в безналичные формы расчетов. Например, перевод начисленных военнослужащему средств на вклады. Также были введены денежные аттестаты офицерскому составу на семьи, когда средства доводились находившимся в тылу членам семьи. Проводилась подписка среди военнослужащих на военные госзаймы, осуществлялись взносы в фонды обороны. Качество работы военных финансистов в те годы оценивалась ещё и по уровню безналичных расчетов.
Вкладные операции являлись наиболее массовой формой безналичных расчетов. При внедрении вкладов сразу отказались от создания в воинских структурах сберегательных касс, которые в мирное время широко использовались в стране, в силу громоздкости возможной системы. Было решено поручить эту задачу военным финансистам и структурам Госбанка СССР.
К июлю 1942 года более 50%, а к началу 1943 года свыше 76,5% выплачиваемого военнослужащим денежного довольствия зачислялась на вклады. Эти меры резко сократили в войсках наличный денежный оборот, способствовали сбережению государственных и личных средств.
Военные безналичные формы расчетов, в том числе через вкладные операции, можно считать своеобразным прообразом расчетов с использованием современных банковских карт.
— Опыт гражданской войны по дополнительным выплатам красноармейцам за личные подвиги получил распространение?
— Да, притом в первые же месяцы войны. Так, 8 августа 1941 года Иосиф Сталин подписал секретный приказ о денежном поощрении группы летчиков Балтийского флота, участвовавших в первом налете на Берлин. Эта операция была больше важна психологически. Наши войска отступали, а тут вдруг — налет на Берлин! Сталин распорядился выдать каждому члену экипажа по 2 тысячи рублей и впредь поощрять так все экипажи, сбросившие бомбы на Берлин. На тексте приказа Стали собственноручно вписал красным карандашом, что приказ должен быть доведен до всего личного состава
Вслед за тем, вышли секретные приказы, определившие порядок единовременных денежных выплат летчикам авиации всех видов, десантникам, артиллеристам. Так, за каждый подбитый танк командиру орудия и наводчику полагались по 500 рублей, остальным членам расчета — по 200 рублей. За потопленный эсминец или подлодку командиру и штурману корабля полагалось по 10 тысяч рублей, а остальным членам экипажа по 2,5 тысячи рублей.
— В расчетах с промышленностью за поставленное оружие и технику военные финансисты участвовали?
— Разумеется. Во многом благодаря их деятельности, в годы войны цены на военную продукцию не только не росли, но снижались. Политика оптовых цен на вооружение, боеприпасы, боевую технику и военное имущество в период войны заключалась в их постоянном снижении. Снижение цен стало новым явлением в истории войн.
Финансовый контроль цен за годы войны позволил сэкономить 50,3 млрд рублей. Это примерно десятая часть всех военных расходов. Экономия сопоставима издержкам ведения войны в течение 138 дней.
Снижение цен достигалось быстрым ростом объемов производства военной продукции и переходом к массовому производству, переходом предприятий на круглосуточную работу, изготовлению военной продукции по техническим условиям военного времени, то есть без ряда отделочных работ, упрощение технологии изготовления изделий, их комплектации, сокращения непроизводительных расходов и т.д.
— Как сегодня организовано финансовое обеспечение воинских частей и организаций Вооруженных Сил?
— Финансовое обеспечение осуществляют территориальные финансовые органы — федеральные казенные учреждения финансового обеспечения Минобороны России по субъектам Российской Федерации. Сейчас их 39. Они в полном объеме ведут бюджетный, бухгалтерский учет финансовых, нефинансовых активов и обязательств, основных средств и материальных запасов воинской части, состоящей на финансовом обеспечении.
В 2013 году территориальные финансовые органы расположенные в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Хабаровске, стали головными по Западному, Южному, Центральному и Восточному военным округам соответственно и переданы в оперативное подчинение командующим войсками военных округов.
С 2012 года в соединениях и отдаленных воинских частях развернута сеть финансово-расчетных пунктов. Основная их задача — взаимодействие с командирами воинских частей по вопросам обеспечения военнослужащих денежным довольствием, отдельными выплатами, пособиями и компенсациями, а также проверки командировочных расходов, ведения учета имущества и обязательств войсковой части.
Расчеты с личным составом войскового звена по денежному довольствию осуществляются через Единый расчетный центр Минобороны России с 2011 года. Такая система расчетов позволила не только сократить, оптимизировать расходы на организацию оборота наличных средств, обеспечить прозрачность расходов на выплату денежного довольствия военнослужащим, но и значительно ускорила сроки безналичного доведения денежных средств до их получателей.
Сегодня все военнослужащие переведены на безналичную форму расчётов посредством использования банковских карт российской национальной платежной системы «Мир», что позволило существенно сократить оборот наличных денежных средств.
Важный вопрос — контроль за расходованием средств. Сегодня мы видим, как и куда расходуется каждый «военный рубль». Эту работу мы организовали совместно с Национальным центром управления обороной Российской Федерации путем внедрения единой информационной среды, объединяющей все уровни финансового обеспечения Вооруженных сил.
Для отработки вопросов финансового обеспечения военнослужащих в условиях военного времени проводятся специальные учения с участием финорганов. На одном из них для устойчивого и бесперебойного банковского обслуживания, в том числе с учетом передислокации воинских формирований, были задействованы пять полевых учреждений Банка России, одно из которых было сформировано непосредственно в ходе учений.
Отрабатывались даже действия на случай прекращения функционирования Единого расчетного центра в результате действий диверсионно-разведывательных групп. По этой вводной финансово-экономической службой Вооруженных сил совместно с Национальным центром управления обороной РФ был отработан соответствующий механизм действий, который позволяет гарантированно обеспечить денежным довольствием личный состав объединений, соединений и воинских частей.
— Деятельность военного и гражданского финансистов сильно отличаются?
— Безусловно. Военный финансист должен иметь не только чисто финансовые и широкие экономические знания, но и обладать знаниями структуры Вооруженных сил, знать их предназначение, систему комплектования и обеспечения всеми видами довольствия. Плюс очень много закрытой и секретной информации, здесь надо быть начеку.
— Как распределяется оборонный бюджет?
— Министерство обороны является самым крупным в Российской Федерации бюджетополучателем. Бюджет Минобороны состоит из двух основных составляющих. Больше половины наших расходов идет на оснащение Вооруженных сил, выполнение Госпрограммы вооружения. Менее 50% расходов идет на содержание Вооруженных сил, включая денежное довольствие военнослужащих.
— На каких статьях военного бюджета экономить нельзя?
— При распределении бюджетного финансирования необходимо, прежде всего, обеспечить синхронизацию задач, стоящих перед военным ведомством, с выделенным нам бюджетом. Как правило, экономии подлежат расходы на содержание Вооруженных сил, за исключением публичных обязательств, а также расходов на реализацию Госпрограммы вооружения. То есть, денежное довольствие, заработная плата и иные социальные расходы, а также оснащение Вооруженных Сил современным вооружением, военной и специальной техникой, считаются неприкасаемыми и секвестру не подлежат. Это важно.
***
Справка «МК»
На фронте все офицеры получали денежные выплаты за воинское звание и должность. Командир взвода (лейтенант) —
Средняя зарплата трудящихся в тылу в годы войны составляла: в промышленности — 573 рубля, у шахтеров — 729 рублей, металлургов — 697 рублей, инженеров — 1200 рублей, колхозников — до 150 рублей.
Цены на рынке в войну выросли в 13 раз против довоенных. Бутылка водки стоила
Источник: МК.ру