Замглавы Федерального казначейства Анна Катамадзе рассказала о том, как идет формирование электронного каталога поставщиков в сфере госзакупок, процессе регистрации в Единой информационной системе госзакупок и предложенных казначейством нововведениях в этой области.
— Сейчас много говорят об электронном каталоге поставщиков товаров, работ и услуг. Что он будет из себя представлять? Верно ли, что в нем будут полные описания товаров?
— Должны быть не просто описания, а положенные на полку реальные товары реальных поставщиков по их реальным ценам. Это не очень простая задача, а целая история с точки зрения регулирования, технологии этого процесса, но она подъемная. Тогда можно будет упростить процедуру госзакупок и избавиться от таких злоупотреблений, как неверное описание объекта, например заточка требований под конкретного поставщика и так далее. Потому что каталог станет инструментом нормирования и выбора поставщика. На наш взгляд, это было бы правильное развитие.
— Как вы считаете, действительно ли нам нужно это упрощение? Насколько, на ваш взгляд, эти предложения и рекомендации необходимы?
— Они нужны, потому что существует много бюрократических проволочек, много «мин на поле», чтобы добраться до поставки товаров, работ и услуг.
— Но ведь именно мы сами создавали систему госзакупок?
— Когда участников переговоров трое, регламенты для того, чтобы договориться, не нужны. Когда мы регулируем отрасль, появляется регламентация и большой объем инструкций. После возникает правоприменительная практика, когда одни понимают нормы так, а другие — по-другому. Потом начинается детализация этих норм, их наращивание и так далее. Все это растет как снежный ком и позднее перестает быть подъемным с точки зрения понимания или восприятия.
— Тогда становится нужна оптимизация. То есть сейчас мы находимся на этой стадии?
— Думаю, да. Сейчас актов и процессов уже зашкаливающее количество. Процесс требует инвентаризации. Нужны ли и план закупок, и план-график? Очевидно, что нет. Это просто дополнительная бюрократия, дополнительное время, которое ждет и заказчик, и поставщик, пока будет объявлена процедура. При этом за нарушение сроков существуют санкции и другие меры наказания. Кроме того, присутствует зацикленность — если никто из поставщиков не пришел, процедура проводится заново.
Также стоит проблема длительности всех процедур. Рынок электронной торговли еще не встретился с рынком, где объявляются аукционы и торги по федеральному закону
— Вернемся к теме электронного каталога, потому что о нем тоже говорят достаточно давно. Когда можно ожидать, что он наконец будет сформирован?
— Каталог — это как Книга Бытия, нельзя ждать, когда процесс остановится. Скорее, нужно ждать, когда будет достаточно товаров, работ и услуг, конкретных товарных наименований, конкретных поставщиков, проверенных, индексированных и с объявленной ценой, когда можно будет зайти в каталог, выбрать и поставщик в течение суток ответит: да, этот товар есть у меня на складе, я готов поставить это завтра. До этого состояния нам еще много чего не хватает. У нас есть группа наиболее востребованных товаров, и если мы 80% из них закроем, то можно считать, что каталог заменит собой другие варианты. Пока каталог не заполнен именно конкретными товарами, у нас будет оставаться старая, бюрократическая процедура.
— Вы можете сориентировать по срокам?
— Не могу, потому что это не только и не столько зависит от Федерального казначейства. За нормативно-правовое регулирование отвечает Минфин. Казначейство отвечает за его автоматизацию и ведение Единой информационной системы (ЕИС) как базы данных всех закупочных действий, документов, процедур и частично за контроль исполнения. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отвечает за контроль процедур. Кроме того, есть законодательные органы, депутаты, отраслевые органы власти — они все тоже являются в том или ином виде субъектами различных идей или инициатив. Поскольку товары, работы и услуги всегда затрагивают какие-то отрасли, то договариваться приходится со всеми.
Закупки — тема, которая касается всех отраслей, а не самостоятельная отрасль, поэтому любое регулирование осложнено большим количеством переговоров и дискуссий.
Электронный каталог зависит не только от казначейства, но в том, что сформировать его примерно года за два возможно, я уверена.
— Насколько я понимаю, к закону о закупках госкорпораций даже больше претензий?
— Да, к нему больше претензий, чем к федеральному закону
— Как, на ваш взгляд, можно изменить эту ситуацию?
— С помощью более четкого и конкретного регулирования, более универсальных процедур, не только касающихся малого бизнеса, как сейчас, а всех закупок. Процедуры должны быть более структурированными. У нас мало информации о том, насколько права защищены с обеих сторон — у нас есть разные заказчики и поставщики, есть и хорошие, и плохие. Кроме того, для
— Рассматривается ли вариант ограничить количество площадок или ввести какие-то дополнительные меры? Можно ли завести компании-госзаказчики на эти же площадки или предоставить им отдельные условия? Вы не хотите запретить мелкие площадки и оставить только аккредитованные?
— В госзаказе уже давно принято решение ограничить пул площадок, и он ограничен. В прошлом году проходил отбор — это и есть тот принцип, к которому необходимо стремиться. Очень важно иметь интеграцию с этими площадками, интеграцию по большому количеству бизнес-процессов, это как продолжение ЕИС, эти площадки контролируются. Запрещать нужно путем принятия поправок в
— Верно ли, что еще одной большой проблемой аукционов госкомпаний является то, что многие из них не проходят в электронном виде?
— В
— Счетная палата РФ не так давно проводила анализ ситуации в сфере госзакупок. Утверждалось, что и госкомпании, и те, кто попадает под
— Да, такие проблемы существуют. Мы видим, что очень большая доля размещений у единственного поставщика в денежном выражении. Количество таких контрактов по
Есть ситуации понятные и объективные, когда, например, речь идет об эксклюзивных вещах. Там нет объективной конкуренции между участниками. Понятно, что должен быть крупный, несменяемый генподрядчик. Но зачастую такие решения принимаются в связи с отдельными отраслевыми обоснованиями, в которых трудно разобраться, и принимается какое-то политическое решение.
— По малому бизнесу насколько все нормы выполняются?
— Квоты выполняются. Тут, скорее, нужно спрашивать ФАС, они проверяют соответствие квотам. Я не думаю, что есть существенные нарушения. Малый бизнес может участвовать в процедуре госзакупок по квотам и без, ограничений нет. У нас большинство компаний, которые участвуют в торгах по госзаказу, представляют малый бизнес. Но квота растет.
— Сколько она сейчас составляет?
— По закону квота для малого бизнеса составляет до 15% и до 18%.
— Планирует ли казначейство какие-либо нововведения в сфере госзакупок?
— В первом полугодии мы будем запускать очень важный инструмент — электронное актирование. Заказчик и поставщик товаров, работ и услуг смогут подписывать акт выполненных работ в ЕИС, без бумажных экземпляров. Это позволит проследить аудиторский след по закупке до конца, что очень важно, так как нарушения обычно начинаются на этапе исполнения контракта и на этапе актирования. Мы хотим инициировать предложение, что две стороны подписывали весь комплект документов в ЕИС в обязательном порядке. Для поставщика это интересно еще и тем, что мы зарегистрированы как оператор электронного документооборота — наши документы, счета-фактуры и акты выполненных работ для налоговой являются юридически значимыми документами. Таким образом, поставщик убивает двух зайцев — и для налоговой, и для госзаказа. Мы рассчитываем запустить такой инструмент в полную силу до июля. Кроме того, в феврале мы запускаем мобильное приложение для поставщика. Поставщик сможет добавлять в избранное госзакупки, в которых он участвует, проверять, в каких процедурах участвовали другие компании, пользоваться новостной лентой и другими сервисами.
— Как проходит процесс регистрации в ЕИС, есть ли технические сложности? Сколько участников уже зарегистрировалось?
— В целом процесс регистрации участников закупок в ЕИС проходит штатно, при этом существуют некоторые сложности в процессе регистрации. По большей части они связаны с тем, что при регистрации в ЕИС и внесении информации в ЕРУЗ осуществляется информационное взаимодействие с другими государственными информационными системами — ЕГРЮЛ, ЕГРИП, реестр МСП и другими. Все выявляемые ошибки оперативно исправляются, не превышая срок, установленный для осуществления аккредитации на электронных площадках. В настоящий момент в Едином реестре участников закупок зарегистрировано 12 958 участников, их количество ежедневно увеличивается.
Беседовала Лана Самарина
Источник: ТАСС