На Московском финансовом форуме 2019 обсудили будущее системы контроля

 18.09.2019    События    3647
На Московском финансовом форуме 2019 обсудили будущее системы контроля

В июле Закон № 199-ФЗ внес важные поправки в Бюджетный кодекс РФ в части совершенствования государственного финансового контроля, внутреннего контроля и аудита. О том, что это за изменения, как они отразятся на текущей работе контрольных органов Российской Федерации, а также какие перспективы развития есть у отрасли обсудили участники панельной дискуссии «Развитие системы финансового контроля и аудита в секторе государственного управления: сегодня и завтра». Дискуссия прошла в рамках ежегодного Московского финансового форума 2019.

Напомним суть законодательных новаций. Во-первых, изменены подходы к осуществлению внутреннего финансового аудита и организации финансового контроля. Во-вторых, расширены полномочия органов внутреннего финансового контроля в части контроля за нарушениями бухгалтерского учета, за нарушением использование субсидий, за реализацией государственных программ и государственных контрактов в рамках Закона № 44-ФЗ. В-третьих, предусмотрена разработка единых для всей страны стандартов осуществления контроля.

Модератор дискуссии, министр Правительства Москвы, начальник Главного контрольного управления города Москвы Е. А. Данчиков, отметил, что данные поправки — в том числе результат работы Совета по вопросам внутреннего государственного финансового контроля. «Мы вместе с представителями всех субъектов РФ, с коллегами из Федерального казначейства собрали и проанализировали все предложения, поправки и проблемы, накопившиеся за последнее время у профессионального сообщества. В итоге транслировали их в Минфин России. И считаю, что во многих позициях нас услышали и сегодняшние изменения — это плод совместной работы, которая позволит значительно повысить эффективность государственного финансового контроля и аудита. В целом система контроля, выстроенная в Москве, не изменится, но улучшатся ее отдельные элементы», — отметил Данчиков.

Заместитель министра финансов РФ А. М. Лавров подчеркнул важность перехода на риск-ориентированный подход. Например, если в организации система внутреннего контроля работает эффективно, то аудитор и не должен выезжать на проверку, а, наоборот, наблюдать издалека. Если же система неэффективна — требуется постоянный контроль. «Наряду с тем, что мы расширяем сферу контроля необходимо в каких-то случаях совершенно четко определять куда следует направлять контролера, а все остальное все-таки должны регулировать рынки», — сказал замминистра.

Аудитор Счетной палаты РФ Т. В. Блинова, говоря об изменениях, внесенных в Бюджетный кодекс, подчеркнула, что «систему финансового контроля нужно выстраивать с точки зрения того, насколько эффективно и результативно вкладывается любой бюджетный рубль. Именно здесь нужна консолидация всех уровней органов финансового контроля и, в том числе, всех инструментов и институтов, которые мы на сегодняшний день создали».

Актуальной темой дискуссии стал вопрос взаимопризнания результатов проверок внутреннего и внешнего контроля, о котором рассказал заместитель руководителя Федерального казначейства Э. А. Исаев. «Эффект от совместных проверок есть. И такое взаимодействие необходимо не только на уровне федерации — между Счетной палатой и Федеральным казначейством, но и на региональном. Главное — исключить дублирование» — считает Исаев.

Директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов РФ С. В. Романов, подводя итоги, отметил «задача на будущее — гармонизировать и обеспечить взаимодействие между всеми уровнями контроля. То есть сделать так, чтобы, с одной стороны, контрольные усилия были достаточными и закрывали все задачи, стоящие перед соответствующим уровнем. С другой стороны, не мешали другим уровням контроля, не дублировали друг друга».

В свою очередь председатель Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга А. М. Жуков поделился своим видением будущих профессиональных вызовов: «В перспективе важно, чтобы результаты нашей работы, того, что мы выявляем, консультируем, помогаем и советуем, все-таки находили отражение в правильных управленческих решениях руководства проверяемых организаций. И тогда будет и нарушений меньше, и эффективность расходования бюджетных средств выше».

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений