Арбитражный суд постановил, что учреждение обязано отражать неустойку в момент ее выставления контрагенту.
Во время внутреннего государственного финансового контроля проверяющие установили искажение бухотчетности учреждения. В балансах учреждения за 2018 и 2019 годы занизили показатели доходов будущих периодов. Учреждение не отразило неустойки по требованиям к исполнителям государственных контрактов. На дату проверки контрагенты не оплатили эти суммы и оспаривали их. Проверяющие потребовали отразить доходы в учете.
Учреждение обратилось в суд, так как полагало, что правила бухучета не требуют отражать суммы неустоек до их признания должником или судом. На дату выставления требования размер дохода определить нельзя, а это один из критериев принятия объектов к учету (п. 47 Приказа Минфина России от 31 декабря 2016 года № 256н). Такие суммы исказят бухотчетность учреждения.
Суд не поддержал доводы учреждения (Решение АС Свердловской области от 22 января 2021 года по делу № А60-55395/2020). В стандарте «Доходы» Минфин предусмотрел обязанность начислить неустойку на дату выставления требования контрагенту (Приказ Минфина России от 27 февраля 2018 года № 32н). Это правило не нарушает критерии признания объектов в учете. Если контрагент оспаривает требования, дату и сумму дохода точно определить нельзя. В этом случае используют счет 401 40 «Доходы будущих периодов».
Суд также сослался на разъяснения Минфина: по правилам бухучета можно отражать показатели в вероятностных значениях. Это нельзя считать искажением отчетности.