Контролеры систематизировали недостатки и нарушения

19 января 2024
Контролеры систематизировали недостатки и нарушения

Федеральное казначейство подготовило обзор (Письмо Казначейства России от 26.12.2023 N 07-04-05/21-38919) недостатков и нарушений, которые контролеры выявили в финансово-бюджетной сфере, в сфере закупок при проведении проверок.

Все выявленные нарушения и недостатки контролеры разделили на: системные и систематические. Так, например, к системным — авторы письма отнесли нарушения порядка предоставления субсидии из бюджета субъекта РФ, условий соглашений о предоставлении субсидий. Особый акцент казначеи сделали на нарушение сроков перечисления получателям средств субсидий. Так в 2019 - 2022 годах главные распорядители (распорядители) средств бюджета субъекта РФ перечисляли субсидию с задержкой от 3 дней до 3 месяцев.

Систематическим нарушением названо и несоблюдение ГРБС субъекта РФ порядка составления, утверждения и ведения бюджетной росписи. А именно внесение изменений в показатели бюджетной росписи на 2020, 2021 и 2022 годы в части расходов на предоставление субсидий некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных учреждений) при отсутствии оснований для внесения соответствующих изменений, а именно без внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись.

Немало недостатков и нарушений выявлено при предоставлении и использовании межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета субъектам РФ. В частности, к системным нарушениям отнесены:

— непредоставление бюджетными и автономными учреждениями годовых отчетов о достижении показателей эффективности и результативности использования субсидии за 2019, 2020 и 2021 годы;

— невозврат главными распорядителями средств бюджета субъекта РФ в федеральный бюджет средств в связи с невыполнением обязательств по достижению значений результатов использования субсидий;

— нарушение главными распорядителями средств бюджетов субъектов РФ сроков возврата неиспользованных остатков средств субсидий. Напомним, что средства должны быть возвращены в течение 15 рабочих дней текущего финансового года. Срок задержки возврата составляет от 32 до 195 рабочих дней.

В свой обзор контролеры включили нарушения и недостатки, допущенные при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета, формировании бюджетной (бухгалтерской) отчетности в части средств, контроль за расходованием которых относится к полномочиям Федерального казначейства.

Например, получатели средств бюджета субъектов РФ, средств бюджетов муниципальных образований не отражали на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» полученные банковские гарантии в рамках контрактов. Это повлекло искажение бюджетной отчетности в 2021, 2022 годах. Получатели бюджетных средств систематически нарушали порядок учета материальных ценностей, применяли в бюджетном учете счета, не включенные в Рабочий план счетов. Несвоевременно (не позднее следующего дня после получения (составления) первичных (сводных) учетных документов) отражали на балансовом счете 302.31 «Расчеты по приобретению основных средств» фактов хозяйственной жизни. А именно 15 актов о приемке выполненных работ по контракту внесены с нарушением срока от 39 до 198 дней.