
Ответственность за недостижение плановых показателей инфраструктурных проектов, реализуемых за счет бюджетных кредитов в регионах, должна быть закреплена в нормативных документах. Такое предложение выдвинула Счетная палата по итогам проверки использования средств федерального бюджета, направленных на развитие инфраструктуры в семи регионах (в Тюменской, Омской Владимирской, Рязанской, Воронежской областях, в Чувашской Республике, в Ханты-Мансийском автономном округе). Проверка показала, что не все регионы обеспечили достижение плановых значений показателей реализации инфраструктурных проектов. При этом ответственность за это нормативно не предусмотрена.
Всего в 2022-2023 годах и первом полугодии 2024 года органы исполнительной власти рассмотренных регионов получили из федерального бюджета кредиты на развитие инфраструктуры на общую сумму 56,7 млрд рублей. Из них 39,5 млрд рублей составили инфраструктурные бюджетные кредиты и 10,5 млрд рублей — специальные казначейские кредиты. Как было установлено в ходе проверки, основную часть полученных средств регионы направляли на реализацию инфраструктурных проектов в сферах жилищно-коммунального и дорожного хозяйства. На конец проверяемого периода неиспользованный остаток предоставленных кредитов составил соответственно 2,9 млрд рублей (7,3%) и 2,7 млрд рублей (26,1%).
Директор Департамента аудита финансовых рынков и государственного долга Алексей Лаптев отметил, что плановые показатели реализации инфраструктурных проектов по итогам 2022-2023 годов не достигли четыре из семи проверенных регионов. В основном не достигнуты плановые значения по общему объему ввода жилья и объему внебюджетных источников финансирования.
Проверка показала, что во всех проверенных регионах не соблюдались установленные сроки реализации и стоимость проектов. В основном это было обусловлено уточнением фактических объемов работ, появлением дополнительных работ, ненадлежащим качеством проектно-сметной документации, ростом стоимости строительных ресурсов и неисполнением обязательств подрядчиками. В целом по всем указанным выше регионам стоимость проектов выросла на 13,2 млрд рублей, или на 32,8%. Перенос сроков отмечен примерно по 60% мероприятий, из них по 18% — более чем на год. По мнению Счетной палаты, увеличение сроков и стоимости инфраструктурных проектов может приводить к недостижению заявленных экономических и социальных эффектов от их реализации.
В ряде регионов установлены случаи длительного отвлечения средств на предоставление авансов подрядчикам по контрактам, которые впоследствии были расторгнуты. Так, значительные объемы средств были отвлечены на срок до двух и более лет и до настоящего времени возвращены подрядчиками не в полном объеме. «Подобное авансирование контрагентов без проведения работ с последующим расторжением контракта может расцениваться как беспроцентное кредитование», — отметил Алексей Лаптев.
Кроме того, отмечены случаи необеспечения эффективного использования транспортных средств, приобретенных за счет специальных казначейских кредитов. Так, эксплуатация закупленных автобусов началась только спустя 6–9 месяцев после приобретения, при этом на маршрутах используется менее половины машин. Объем недополученной билетной выручки оценочно составил не менее 75 млн рублей.
Отдельное внимание в ходе проверки Счетная палата уделила оценке состояния государственного долга и долговой нагрузки в проверенных регионах. Анализ показал, что, несмотря на рост объема госдолга во всех семи регионах, динамика долговой нагрузки в целом позволяет им сохранять высокий уровень долговой устойчивости.
«Основную долю в общем объеме государственного долга проверенных регионов составляют кредиты, полученные на развитие инфраструктуры, что соответствует установленному Президентом стратегическому ориентиру - использование инструментов долговой политики в инвестиционных целях», - констатировал директор департамента.
По итогам проверки Счетная палата направила письмо в Правительство Российской Федерации с предложением установить в соглашениях о реализации инфраструктурных проектов, финансируемых за счет средств бюджетных кредитов, ответственность за недостижение плановых значений показателей.