Риск-ориентированное планирование и система предварительного контроля
Современные тенденции развития контрольной и надзорной деятельности в Российской Федерации, основанные на мировом опыте, свидетельствуют о постепенном переходе системы планирования мероприятий по контролю и надзору к риск-ориентированному подходу, основанному на фокусировании внимания на объектах повышенного риска. Планирование на основании оценки рисков является новацией, заложенной в проект Федерального закона о контрольной и надзорной деятельности, который в настоящее время проходит стадию обсуждения.
Владислав Анатольевич ОВЧИНСКИЙ, заместитель начальника Главного контрольного управления города Москвы
Успешный опыт риск-ориентированного планирования контрольно-надзорной деятельности реализован в Великобритании, Португалии, Соединенных Штатах Америки. Анализ мирового опыта свидетельствует о том, что такая система рисков может быть основана на расчете рисков подконтрольного объекта путем присвоения им различных категорий (уровней) и их балльной оценки. Вместе с тем одной из основных проблем многих из реализованных за рубежом систем является непрозрачность присвоения уровней или баллов рисков при наличии неформализованных показателей в основе расчетов. Как правило, на практике ответственные должностные лица используют субъективный подход к осуществлению расчетов рисковых показателей. Такие группы рисков, как эффективность управления, тип деятельности или уровень законопослушности, являются неформализованными сущностями, степень риска которых может быть измерена исключительно на основании имеющегося у контролера опыта, и он может пропустить те или иные предпосылки возникновения нарушения.
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»