Обеспечивает ли конкурентную среду закон № 223-ФЗ?
Прошло четыре года со дня вступления (1 января 2012 года) в силу Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — закон). Этот срок позволяет провести небольшой анализ его действия на состояние конкурентной среды в сфере закупок.
Александр Станиславович ГРУНИЧЕВ,
руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
Татарстанским УФАС России (далее - Управление) по предложению Правительства Республики Татарстан проведена большая работа по анализу исполнения Закона № 223‑ФЗ в регионе. В ходе рассмотрения жалоб, плановых и внеплановых проверок были выявлены типичные проблемы и нарушения, влекущие ограничение конкуренции.
Преимущества и недостатки
Позволил ли Закон № 223‑ФЗ достичь всех целей, которые преследовал? Однозначно, нет.
Большим достижением закона стало обеспечение открытости большинства закупок, а именно размещение на официальном сайте zakupki.gov.ru (с 1 января 2016 года в единой информационной системе) не только информации о закупках, но и положений о закупке, планов-графиков, договоров, сведений об объемах выручки компаний. Обеспечение единства экономического и информационного пространства достигнуто, но только в отношении объявленных процедур. В ходе изучения положений о закупке отдельных юридических лиц было выявлено значительное количество случаев, при которых данные заказчики имеют возможность осуществлять закупки у единственного поставщика, то есть без использования конкурентных процедур закупок.
Нормы закона
Закон № 223‑ФЗ напрямую затронул:
- субъекты естественных монополий;
- ГУП, МУП;
- госкорпорации и госкомпании;
— автономные учреждения;
— организации, предоставляющие услуги электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) ТБО;
— хозяйственные общества (в том числе дочерние компании), в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ в совокупности превышает 50%.
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»