Алгоритмы упреждения
В Ростовской области уже второй год в соответствии с распоряжением правительства области работа финансовых контролеров нацелена на выявление в проверяемых организациях избыточных и неэффективных расходов, а также фактов необоснованных начальных (максимальных) цен контрактов. Планы контрольной деятельности, утвержденные губернатором Ростовской области В. Ю. Голубевым на 2015 и на 2016 годы, предусматривают в том числе проведение в первом квартале года упреждающих проверок обоснованности начальных цен контрактов.
Максим Валерьевич ПАПУШЕНКО,
начальник Управления финансового контроля Ростовской области
«Ключ» для риска
Для обеспечения эффективного упреждающего контроля за обоснованностью начальных (максимальных) цен в первую очередь мы определили главные риски:
- Завышение начальных (максимальных) цен за единицу товара, работы, услуги.
- Завышение начальных (максимальных) цен ввиду завышения количества закупаемых товаров, работ, услуг.
- Завышение начальных (максимальных) цен ввиду необоснованного завышения качества продукции.
- Занижение начальных (максимальных) цен для недопущения «чужих» поставщиков с последующей компенсацией потерь за счет недопоставки или поставки товаров худшего качества.
Наработанный в Ростовской области опыт позволил сделать вывод, что для каждого риска, под которым понимается потенциальное нарушение, можно подобрать соответствующий «ключ» для его вскрытия на любом этапе госфинконтроля, в том числе упреждающего.
После определения основных рисков объектам проверки направляются SMART-запросы. Цель такого «умного» запроса не только в том, чтобы получить необходимые для проверки документы, но и упредить действия отдельных заказчиков, направленных на невключение в планы-графики всех своих закупок (в том числе для того, чтобы избежать проверки обоснованности начальных (максимальных) цен). Кроме того, SMART-запросы стимулируют заказчика самостоятельно перепроверять обоснованность начальных (максимальных) цен.
Например, в одной из прилагаемых к SMART-запросу обязательных таблиц предусмотрено сопоставление объема ассигнований заказчика, предназначенных для совершения закупок, с объемами закупок, указанных в планах-графиках. В случае несоответствия этих показателей заказчик обязан внести свои объяснения в определенную графу таблицы. Практика Ростфинконтроля показывает, что большинство заказчиков, изначально не разместивших в планах-графиках весь предполагаемый перечень закупок, после такого упреждающего запроса производят соответствующие корректировки.
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»