Перспективы развития контрольно-надзорной деятельности Федерального казначейства
Указ Президента РФ от 2 февраля 2016 года № 41, в соответствии с которым Федеральная служба финансово-бюджетного надзора была упразднена, а полномочия по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству, должен восприниматься не просто как документ, предполагающий оптимизацию численности органов власти, а как очередной шаг на пути совершенствования государственного финансового контроля.
Эли Абубакарович ИСАЕВ,
заместитель руководителя Федерального казначейства
Правительство РФ, действуя в рамках Программы повышения эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года, проводит системную работу по повышению эффективности расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Одним, на наш взгляд, из условий достижения данной цели является укрепление института государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств. В условиях сложной финансовой ситуации для изыскания возможных внутренних финансовых резервов необходима реализация системного подхода к контролю обоснованности использования средств как на стадии формирования бюджетных проектировок, так и на этапе их освоения при выполнении мероприятий государственных программ (включая федеральные целевые программы, иные документы стратегического и программно-целевого планирования РФ). Поэтому от эффективности работы органа государственного финансового контроля во многом зависит степень оптимизации бюджетных расходов.
Нормы закона
Правовые основы для осуществления контрольных полномочий Федеральным казначейством созданы постановлением Правительства РФ от 13 апреля 2016 года № 300. Внесены соответствующие изменения в Положение о Федеральном казначействе, в Правила осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1092. Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 345‑ФЗ внесены необходимые изменения в БК РФ.
Только за 2015 год объем нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере, выявленных бывшим Росфиннадзором, превысил уровень последних лет более чем в 2,3 раза. В рамках реализации материалов контрольных мероприятий в 2015 году объектам проверки направлено около 5,5 тысячи представлений и более 1,6 тысячи предписаний. При этом сумма нарушений по вынесенным предписаниям выросла в 13,6 раза по сравнению с 2014 годом.
Непрерывность и преемственность
Данные цифры свидетельствуют, что финансовая дисциплина объектов контроля осталась на сравнительно низком уровне, несмотря на большой объем проведенных в отношении них проверок. Этот факт предопределяет необходимость совершенствования методов контроля, внедрения в практику новых действенных инструментов. Кроме того, целью контрольных мероприятий в первую очередь должно стать предупреждение нарушений.
В рамках исполнения указа Президента РФ № 41 необходимо было обеспечить непрерывность осуществления контроля. С одной стороны, следовало создать законодательную базу для осуществления полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере Федеральным казначейством, а с другой — начать осуществлять контрольные мероприятия. Обе задачи были решены.
1,6 тыс.
предписаний вынесено Росфиннадзором в 2015 году в рамках реализации материалов контрольных
мероприятий. Сумма нарушений
по вынесенным предписаниям
выросла в 13,6 раза по сравнению с 2014 годом
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»