Универсальных решений нет
Об ограничении конкуренции в госзакупках, формировании единой правоприменительной практики ФАС по Закону № 44‑ФЗ, изменениях состава нарушений рассказал заместитель начальника Управления контроля за размещением государственного заказа ФАС России Артем Юрьевич ЛОБОВ.
— Артем Юрьевич, количество жалоб от участников закупок увеличивается с каждым годом. Как вы считаете, чем это можно объяснить?
— Да, действительно, количество жалоб от участников закупок, поступивших в ФАС, растет. Если сравнивать 2015 и 2016 годы, то прирост составил 20,7 процента. На мой взгляд, такое положение дел можно объяснить рядом причин. Первая, и, я считаю, основная, в том, что предприниматели поверили, что государственный заказ стал более доступным для бизнеса и, подав жалобу в ФАС, можно снять незаконно установленные барьеры, препятствующие участию в государственных закупках.
Вторая причина — изменившаяся экономическая ситуация. Несмотря на оптимистичные прогнозы экспертов, в экономике страны наблюдается некая напряженность. Соответственно, предприниматели ищут дополнительные доходы. Государственный заказ — наиболее стабильный сектор экономики, где есть деньги, поэтому предприниматели борются за победу в закупках. И в этой борьбе подача жалобы в контролирующие органы является одним из самых адекватных и цивилизованных методов.
Можно назвать и третью причину. В общем количестве жалоб есть такие, которые поданы на одну и ту же процедуру торгов. Например, участник закупки пожаловался на избыточные требования документации. Это первая жалоба. Далее на этапе подачи и рассмотрения заявок участник может подать жалобу, если его незаконно не допустили к участию в закупке. Кроме того, участник имеет право обжаловать действия оператора электронной площадки, действия заказчиков при заключении контрактов и т. д. На практике мы видим, что от некоторых компаний жалобы поступают на каждом этапе закупочной процедуры. Это тоже приводит к увеличению их количества.
— А какое количество жалоб обжалуется в суде? Несет ли какую-либо ответственность сотрудник ФАС в том случае, если решение, которое он принял, обжаловали в судебном порядке и суд признал решение ФАС незаконным (или недействительным)?
— В прошлом году обжаловано порядка пяти процентов от всех вынесенных решений, 83 процента дел мы выиграли, то есть именно столько наших решений, предписаний признаются законными и обоснованными. Это очень хороший показатель, потому как в суде решение ФАС исследуется полностью: и его содержательная часть, и процедура его принятия.
Что касается ответственности сотрудников ФАС за принятие незаконного решения, то ни дисциплинарной, ни административной ответственности не предусмотрено. Такой вопрос не раз уже обсуждался, и есть законодательная инициатива — ввести административную ответственность за неправомерные решения. Однако корректно ли здесь говорить о том, что наш сотрудник ошибся? Дело в том, что
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»